Сочинение по тексту А. Попова

Содержание

Слайд 2

(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё

(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на
на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…
(4) – Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5) – Осенние листья.
(6) – А грустнее?
(7) – Осенние звёзды.
(8) – Грустнее осенних звёзд бывает?
(9) – Осенние птицы.
(10) – Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14) – Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16) - Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.

Слайд 3

(18) – Дед, ну при чём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо

(18) – Дед, ну при чём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь,
ответь, бывает или нет?
(20) – Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?
(23) – Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24) – Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук, Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26) – Дед, она не любит меня.
(27) – А ты сам как к себе относишься?
(28) – Плохо, дедушка, очень плохо.
(29) – А летать ты пробовал?
(30) – Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31) – Объясни, такого не понимаю.
(32) – Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.

Слайд 4

(37) – Она тебя замечает?
(38) – Никто я для неё.

(37) – Она тебя замечает? (38) – Никто я для неё. (39)Моя
(39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41) – К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42) – Шутишь, дед, какие объявления?
(43) – Продаётся собачья шкура.
(44) – А если придут за шкурой?
(45) – На вырученные деньги купишь скрипку.
(46) – Зачем мне скрипка, дед?
(47) – Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.

Слайд 5

(54)Как-то сказал:
(55) – Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки

(54)Как-то сказал: (55) – Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших
потухших вулканов, другие доказывают - следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой – Маяковского. (58)Луна – музей любви человека. (59)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(60) – Не получается у меня, дед.
(61) – Что не получается?
(62) – Ничего не понимаю, во всём запутался. (63)Дедушка, а кто они такие – осенние люди? (64)Может, я и есть осенний?
(65) – Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только ты сам.
(66) – Ой, дед, завидую я тебе.
(67) – Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(68) – Дедушка, а как дальше мне, что делать?

Слайд 6

(69)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(70) – Внук, так хочется,

(69)Засыпая, я вновь услышал его голос: (70) – Внук, так хочется, чтобы
чтобы ты знал: дед твой жив! (71)Жив твой дед!
(72)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(73) – Люди, жив мой дед! (74)Мой умный, добрый, осенний дед! (75)Мой остров! (76)Моя Земля!
Содержание рассказа – это своего рода знакомство с внутренним миром героев.
Подумайте, почему дед стал для рассказчика «островом», «материком», «Землёй».

Слайд 7

Глубокий подтекст;
Контраст в мироощущении и мировосприятии героев;
Ретроспективу: автор в рассказе возвращается к

Глубокий подтекст; Контраст в мироощущении и мировосприятии героев; Ретроспективу: автор в рассказе
прошедшим событиям;
Метафоричность дедовских реплик, мягкую иронию;
Игру слов и т.д.

Отметим:

Слайд 8

О мироощущении.
О любви.
О самооценке.
О достоинстве.
О смысле жизни.
Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Какая

О мироощущении. О любви. О самооценке. О достоинстве. О смысле жизни. Какие
из этих проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.

Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа

Слайд 9

Используйте схему рассуждения

Используйте схему рассуждения

Слайд 10

Первый абзац
Отметим, что осень вызывает в рассказчике положительные эмоции: «хорошо бродить»,

Первый абзац Отметим, что осень вызывает в рассказчике положительные эмоции: «хорошо бродить»,
«хорошо набирать» листву… Ему также нравится «дикий танец осени», и он пытается его воссоздать, «заставляя кружиться вновь и вновь» осенние листья.
Подумайте: первый абзац – это прошлое или настоящее героя?
(Это ретроспектива: настоящее заставляет героя вернуться в прошлое. Содержание диалога доказывает эту мысль: внук просит деда рассказать что-нибудь грустное.)

Анализ текста

Слайд 11

Грусть – от неразделённой любви; рассказчик ощущает себя средним, серым;
Осенние листья, звёзды,

Грусть – от неразделённой любви; рассказчик ощущает себя средним, серым; Осенние листья,
птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества.
«Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное». Он сам продолжает ряд этой метафорой.

Почему рассказчику грустно?

Слайд 12

Чем интересен фрагмент рассказа о любви?

Любовь

К Любимой

К Родине

К Матери

Должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ

Чем интересен фрагмент рассказа о любви? Любовь К Любимой К Родине К Матери Должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ

Слайд 13

Как вы понимаете мысль деда о звёздах и надежде на звёздное небо?
В

Как вы понимаете мысль деда о звёздах и надежде на звёздное небо?
чём парадоксальность мысли в предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»?
Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью?
Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе (предл. 26-37)?
О каких полётах говорит дед в ответ?

Ответьте на вопросы

Слайд 14

Почему для внука совет деда о полётах
неприемлем?

щенок

собака

мыши

слоны

Приём противопоставления

Почему для внука совет деда о полётах неприемлем? щенок собака мыши слоны Приём противопоставления

Слайд 15

Вывод:

Ощущение одиночества;
Ощущение серости жизни (даже зрительные образы мышей, слонов, собаки – серые);
Противоречивые

Вывод: Ощущение одиночества; Ощущение серости жизни (даже зрительные образы мышей, слонов, собаки
поиски собственного «я»:
«шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным;
«моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям.)

Слайд 16

Прочитайте ещё раз фрагмент (предл.39-47)
Каков иносказательный смысл советов деда?
Как возникает в

Прочитайте ещё раз фрагмент (предл.39-47) Каков иносказательный смысл советов деда? Как возникает
рассказе мотив ностальгии (тоска по родине, отчему дому)? (изобразительный приём).
(Градация: Он мой остров, мой материк, моя Земля (твёрдая опора под ногами, спасительное убежище).

Анализ фрагмента

Слайд 17

На какие вопросы внук не получает от деда ответ?
Почему дед не

На какие вопросы внук не получает от деда ответ? Почему дед не
ответил на них?
(Он считал, что внук САМ должен думать и размышлять, решать вопросы:
Смысла жизни;
Любви;
Самоопределения и т.д.)

Подумайте!

Слайд 18

(66) – Ой, дед, завидую я тебе.
(67) – Это не

(66) – Ой, дед, завидую я тебе. (67) – Это не так
так уж и плохо, я интересно жил.
(68) – Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(69)Засыпая, я вновь услышал его голос:
(70) – Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (71)Жив твой дед!
(72)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(73) – Люди, жив мой дед! (74)Мой умный, добрый, осенний дед! (75)Мой остров! (76)Моя Земля!

Анализ финала

Слайд 19

Каков смысл предложений 70-71?
Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир?
Как дополняет нашу

Каков смысл предложений 70-71? Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир? Как
мысль пара слов: шмыгаю – заорал?
«Мой умный, добрый, осенний дед!» – кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашёл ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?
Есть ли уверенность в том, что внук научится летать?

Анализ финала

Слайд 20

Именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного

Именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я».
«Я». Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. И как важно, когда рядом есть мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире. Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Н.Г.Чернышевским «диалектикой души».
Внутренний мир героя изображается в процессе как постоянный, постоянно меняющийся психологический поток, как сказал об этом Л.Н.Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться… А спокойствие – душевная подлость».

Выводы:

Слайд 21

Подтекст;
Контраст как композиционный приём;
Указать на ретроспективу;
Отметить метафоричность рассказа;
Диалектику души рассказчика и т.д.

Что

Подтекст; Контраст как композиционный приём; Указать на ретроспективу; Отметить метафоричность рассказа; Диалектику
следует указать в текстуальном комментарии?

Слайд 22

Вариант 1
Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает

Вариант 1 Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на
на примере воспоминаний одного из героев рассказа.
Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А.Попова в передаче душевного состояния повествователя: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчёркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика.
Используя контраст как композиционный приём, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильный путь к любимой, окружающим людям.
А.Попов даёт читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже начались. (Сергей Г.)

Вариант текстуального комментария

Слайд 23

Вариант2.
Данную проблему автор рассматривает с помощью диалога двух героев – внука

Вариант2. Данную проблему автор рассматривает с помощью диалога двух героев – внука
и деда.
Приём противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителе двух разных поколений, исходя из которых можно представить психологический портрет этих персонажей. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к самому себе, однако ему мешает низкая самооценка.
Метафоричность речи деда объясняется тем, что он предоставляет внуку возможность поразмышлять над сказанным самостоятельно принять решение, сделать выбор.
Автор подчёркивает, что только так – уважительным отношением и мудрыми советами, а не назиданием и приказами – можно воспитать личность. (Михаил А.)

Вариант текстуального комментария

Слайд 24

Диалектика души – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса

Диалектика души – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса
зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психологического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т.п.)
«Словарь литературоведческих терминов» под ред. С.П.Белокуровой.

Словарь

Имя файла: Сочинение-по-тексту-А.-Попова.pptx
Количество просмотров: 95
Количество скачиваний: 0