Слайд 2
Л.Н.Толстой:
«Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни
он всегда будет только подражать…». Научить ребёнка переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, и тогда можно посеять ростки творчества»
Слайд 3
Этапы развития творческого воображения:
1. Подготовительный ( пропедевтический) этап.
Основная цель: обучение детей основным
приёмам фантазирования, пропедевтика развития творческого мышления с использованием теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ).
2. Репродуктивный этап.
Цель: последовательное закрепление и практическое применение учащимися данных приёмов, перенос их в новые условия.
3. Творческий этап.
Цель: создание ребёнком оригинального продукта
( сочинение сказок, конструирование загадок)
Слайд 4Изменение привычных отношений между героями сказок
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом:
Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают;
Заяц стал храбрым и всех защищает;
Конёк -Горбунок стал вредить Ивану
Слайд 5 «Как мне повезло»
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож
на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Задание.
Придумайте … вариантов такой игры.
Слайд 6Мозговой штурм -
- это не столько метод активизации воображения, сколько
способ генерации самых разнообразных идей в группе.
Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы.
Слайд 7Задания типа:
спасение героев (Красной Шапочки от Волка, Буратино от Лисы Алисы и
Кота Базилио ),
решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, на чём будем дописывать свои поэтические мысли?)
Слайд 8Метод морфологического анализа
предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового
образа.
Слайд 9Задания типа:
придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбирается произвольно (например,
возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.)
Для удобства все предлагаемые характеристики заносится в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики.
Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино.
И получается, что Баба Яга в раннем детстве - это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике.
Слайд 10Метод каталога -
– один из методов, позволяющих решить проблему творческого
сочинительства, которое дается школьникам очень трудно.
Слайд 11Задания типа:
Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов:
О чем сочиняем сказку?
Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось?
( постепенно количество вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица)
Слайд 12Метод аналогий, или “синектика”
Предложены четыре типа аналогий: прямая, личная (эмпатия), символическая
и фантастическая.
В основе любой аналогии лежит сравнение и нахождение сходства двух объектов или явлений.
Такое сравнение позволяет получить неожиданные ассоциации, взглянуть на ситуацию с новой стороны, охарактеризовать суть задачи в краткой, парадоксальной форме.
Слайд 13 Прямая аналогия
предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними:
Например:
на что может быть похоже платье - на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы ...
На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.
На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.
Слайд 14
Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта.
В
этом случае, человек должен взглянуть на ситуацию “глазами изучаемого объекта”. Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?...
Слайд 15 Символическая аналогия
используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего
сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих метафор устоялись в языке и стали привычными:
Например: небоскреб - очень высокий дом,
колотун - сильный мороз
Слайд 16На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.
Задание.
Назовите
метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
Слайд 17 Фантастическая аналогия
возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.
Например: человек похож на скатерть самобранку, на бабу Ягу, на Василису Прекрасную; квартира словно пещера Али-Бабы и т.п.
Слайд 18 "Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то всегда можно установить,
что они явились в результате огромного, накопленного опыта. Именно с накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть воображение". (Л.С. Выготский).
Слайд 19СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ЗАДАННОМУ НАБОРУ СЛОВ
Задания такого рода, с одной стороны, стимулируют
развитие воображения детей за счет необходимости композиционного объединения разнородного материала, а с другой стороны, обеспечивают оптимальные условия для сопоставления характеристик воображения, регламентируя направления творческого поиска.
Слайд 20Авторский продукт – сказка «Три великана» ( Камелина Елизавета)
Слайд 21
Методы сочинения сказок по Дж. Родари («Грамматика фантазий»)
Техника "фантастических гипотез" выражена в
форме вопроса: что было бы, если?
Предлагаем детям поразмышлять, что было бы, если бы... дальше называем любой предмет и действие. Например:
Что было бы, если внезапно рыбка не осталась в море?
или
«Превращение человека в любой объект»
Представь, что ты … Расскажи о мире.
Слайд 22Авторский продукт – сказка «Нефтяная рыбка» (Плиткин Александр)
Слайд 23Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Слайд 24
Портрет школьника, включённого в творческий процесс:
Подробно и чётко формулирует новые идеи, развивает
сюжет.
Ведёт активный диалог со взрослыми, задаёт уточняющие содержание вопросы.
Даёт подробное описание содержания и объекта повествования.
Вводит новых героев.
Меняет направление развития сюжета.
Демонстрирует хорошую память.
Использует жесты и мимику.
Проявляет высокий уровень речевой выразительности.
Слайд 25Структура диска
Введение
Теоретический блок
Практические задания
Игры, способы, методы Дж.Родари
Группа заданий
Дивергентные задания
Методы фантазирования
Приёмы фантазирования
Упражнения для
развития творческого воображения