1_Ponyatie_o_texte

Содержание

Слайд 2

Проблема определения текста

«Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу

Проблема определения текста «Текст – это два и более предложений, связанных по
и грамматически».

«Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически».

(М. А. Булгаков «Собачье сердце»).

Из высоких ворот,
Из заохтенских болот,
Путем нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый, –
Приди ко мне ужинать.
(А. Ахматова «Заклинание»)

Вот он, все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой

Слайд 3

Общие определения текста

Текст – это знак высшего порядка, имеющий сложный смысл, который

Общие определения текста Текст – это знак высшего порядка, имеющий сложный смысл,
не сводится к значениям элементов, его составляющих.

Текст – это конечный конструктивный объект, построенный из конечного числа элементов по четким правилам.

Слайд 4

Лаконичные определения

Текст – это языковое выражение замысла его создателя (Д. С. Лихачев);

Лаконичные определения Текст – это языковое выражение замысла его создателя (Д. С.

Текст – это основное средство вербальной коммуникации (О. Л. Каменская);
Текст есть функционально завершенное речевое целое (А. А. Леонтьев).

Слайд 5

Развернутые определения

Текст представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл последовательность

Развернутые определения Текст представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл
предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами.

Текст – 1) сообщение в письменной форме; 2) характеризующееся содержательной и структурной завершенностью; 3) в нем выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка). На основе приведенных признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому

Слайд 6

Развернутые определения

«Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде

Развернутые определения «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в
письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку»

Слайд 7

Текст и произведение

Текст – один из компонентов художественного произведения,
конечно, крайне существенный компонент,

Текст и произведение Текст – один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне
без которого существование художественного произведения невозможно. Но художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений».
(ю. Лотман)

«Произведение есть вещественный фрагмент, занимающий определенную часть книжного пространства (например, в библиотеке), а Текст – поле методологических операций <...> Текст <...> по природе своей должен сквозь что-то двигаться – например, сквозь ряд произведений».
(Р.Барт)

Слайд 8

«Текст <...> 1) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в

«Текст 1) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность
противоположность устной реализации;
2) выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от письменной или устной формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого, в том числе литературного, произведения;
3) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью).
(М.Бахтин)

Слайд 9

Общие признаки и свойства текста

Целостность: свойства текста нельзя свести к сумме свойств

Общие признаки и свойства текста Целостность: свойства текста нельзя свести к сумме
единиц, составляющих текст.

Связность: 1) глобальная связность (когерентность) достигается при помощи единиц, более сложных, чем слово или предложение (заголовок, цитаты, текст в тексте, стиль, форма речи и др.)
2) локальная связность (когезия), средствами которой является повтор единиц разных уровней текста.

Членимость: способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, сверхфразовые единства, фрагменты, абзацы, строфы и т. п.).

Слайд 10

Автосемантия отрезков текста – свойство текста, обусловленное его членимостью. Выделяемые в тексте

Автосемантия отрезков текста – свойство текста, обусловленное его членимостью. Выделяемые в тексте
единицы обладают относительной самостоятельностью. Многие из них сохраняют свой смысл и вне текста.

Диалогичность – свойство может быть внутренним и внешним. Внутренняя диалогичность проявляется в тексте в виде диалога, но может отражаться и в монологической речи в обращениях автора к читателю, риторических вопросах, косвенной речи и др.

Текстовая модальность – это интерпретация субъектом речи отношения ситуации и ее элементов, отражаемых в тексте, к действительности, выражаемая при помощи различных
языковых и речевых средств.

Слайд 11

Категория точки зрения - одна из значимых текстовых категорий, связанная с «авторской»

Категория точки зрения - одна из значимых текстовых категорий, связанная с «авторской»
модальностью или, наоборот, абстрагированная от нее.

Напряженность текста – художественный текст должен заинтересовать читателя уже с самых первых строк и усиливать интерес – то в большей, то в меньшей мере вплоть до его завершения.

Тематическая определенность – категория текста, связанная с выражением конкретной темы при помощи лексических и фразеологических средств, внутритекстовых цепочек, парадигм.

Тематическая недостаточность – результат межтекстовых (интертекстуальных) отношений, формирующих смысл художественного произведения путем ссылки на другие тексты того же автора, предшественников, смежных видов искусства (цитаты, аллюзии, реминисценции, эпиграфы, пародии).

Имя файла: 1_Ponyatie_o_texte.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0