Слайд 2Обучение.
. Сейчас в округе насчитывается 23 школы-интерната, в которых обучается около 9
тысяч детей коренных народов. Получение детьми образования регулируется нормативными актами ЯНАО.
Слайд 3Ненцы
-один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек", ненэй ненэць`
- 'настоящий человек‘.
Слайд 4Хозяйственно-культурный тип.
ненцы делятся на три группы.
Первую и основную (90%) составляют
тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы.
Вторая группа - лесные ненцы - населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по р. Пур, Таз и Аган, занимаются в основном транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка.
Третья группа - колвинцы - образовалась на Европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Говорит на ижемском диалекте языка коми.
Слайд 5 Оленеводство.
Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов
и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие нарты состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
Слайд 6Чум.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя' )
- конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Слайд 7Меховая мозаика.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума
занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Слайд 8Мужская одежда.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная
рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.
Слайд 9Женская одежда.
Женская одежда в отличие от мужской - распашная. В старину ее
делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее - стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.
Слайд 10Основная пища.
мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный
напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.
Слайд 11Религиозные верования ненцев
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное
небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я' -небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Слайд 12Ханты.
Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах.
Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа хантэ. В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками.
Слайд 13Ханты –охотники и рыболовы.
Ханты традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того,
на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.
Слайд 14Селькупы.
Селькупы народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в
Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 4 тыс. человек. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Современный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора.