20170212_hramy_18_veka_smolenskoy_oblasti

Содержание

Слайд 2

Икона — молитва в красках.
Храм — молитва в камне.
Колокол — молитва в

Икона — молитва в красках. Храм — молитва в камне. Колокол —
звуке.

Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм —
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам.
Там меж сосен изумрудных
Блещет озера хрусталь.
Как молитва в звуках чудных,
Звон церковный льется вдаль…
В. Шамонин

Слайд 3

Храмы традиционно считались на Руси указателями на пути к Царству Небесному. И

Храмы традиционно считались на Руси указателями на пути к Царству Небесному. И
сегодня наши храмы должны указать нам направление нашего движения, наше будущее.
Кирилл, патриарх Московский
и Всея Руси

Храмовое строительство в XVIII веке
Укрепление позиций Православной Церкви на Смоленщине продолжается при преемнике владыки Гедеона епископе Парфении (Сопковском). Его стараниями в Смоленском крае разворачивается широкое каменное храмовое строительство. Много новых церквей было построено в самом Смоленске. Нередко для составления проекта храма приглашались известные зодчие, такие как М.Ф. Казаков.
До 80-х годов XVIII века все храмы имеют черты стиля барокко*.

Слайд 4

Содержание Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) Преображенский собор Церковь Воздвижения Креста Церковь Благовещения Церковь Георгия Победоносца Церковь Смоленской Божьей

Содержание Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) Преображенский собор Церковь Воздвижения Креста Церковь Благовещения
Матери Одигитрии Церковь Покрова Богородицы

Слайд 5

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Слайд 6

Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская)

1748 год

Выстроена на правом берегу Днепра на месте сгоревшей

Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) 1748 год Выстроена на правом берегу Днепра на
в 1747 году деревянной церкви. Является одним из наиболее ярких памятников эпохи барокко среди сооружений этого типа.

Слайд 7

Преображенский собор

1755 год

Расположен в юго-восточной части города, входит в комплекс Авраамиева монастыря.
Лучший

Преображенский собор 1755 год Расположен в юго-восточной части города, входит в комплекс
памятник барокко в Смоленске. Отличительная особенность здания — сильно вытянутый четверик* Лучший памятник барокко в Смоленске. Отличительная особенность здания — сильно вытянутый четверик* центра композиции, увенчанный стройной главкой*Лучший памятник барокко в Смоленске. Отличительная особенность здания — сильно вытянутый четверик* центра композиции, увенчанный стройной главкой* на двойном барабане*Лучший памятник барокко в Смоленске. Отличительная особенность здания — сильно вытянутый четверик* центра композиции, увенчанный стройной главкой* на двойном барабане*. Эффектность постройке придают высокие полукруглые крыльца.

Слайд 8

Церковь Воздвижения Креста

Церковь Воздвижения Креста

Слайд 9

Церковь Воздвижения Креста

Построена в 1766-1767 годах. Памятник архитектуры барокко. Основной объем —

Церковь Воздвижения Креста Построена в 1766-1767 годах. Памятник архитектуры барокко. Основной объем
четверик* с пятигранной апсидой*, увенчанный восьмигранным барабанчиком* с маленькой главкой*. Трапезная* низкая, с севера к ней пристроен придел* Бориса и Глеба. Колокольня состоит из трех четвериков.

Слайд 10

Церковь Благовещения

Храм, выдержанный в формах барокко, был возведен в 1774 году. Находится

Церковь Благовещения Храм, выдержанный в формах барокко, был возведен в 1774 году.
на северном склоне Соборной горы.
Храм сильно пострадал во время сражения за освобождение города в 1943 году. От первоначального сооружения остался лишь четверик* основного объема, увенчанный восьмигранным барабаном* с маленькой главкой*. Примыкавшие к нему трапезная* и двухъярусная колокольня были разобраны в 1952 году.

Слайд 11

Церковь Георгия Победоносца

Находится в восточной части города. Построена в 1782 году «усердием»

Церковь Георгия Победоносца Находится в восточной части города. Построена в 1782 году
священника Гетрашевича. Памятник архитектуры позднего барокко. Очень красивое трехсветное помещение храма разделено сейчас на три этажа.

Слайд 12

Церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии

Церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии

Слайд 13

Церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии

Расположена на берегу Днепра. Сооружена на месте

Церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии Расположена на берегу Днепра. Сооружена на месте
Фроловской (Днепровской) крепостной башни с воротами. На ней в нише с 1602 года находился образ Божьей Матери Одигитрии, присланный в Смоленск Борисом Годуновым. В начале XVIII века пришедшая в ветхое состояние башня была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и освящен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в него перенесена чудотворная икона Божьей Матери. В 1793 году на месте деревянного храма построен каменный (в1811 году перестроен).

Слайд 14

Церковь Покрова Богородицы

Построена в 1794 году «старанием» священника В. Брянцева. Памятник раннего

Церковь Покрова Богородицы Построена в 1794 году «старанием» священника В. Брянцева. Памятник
классицизма*; одноэтажный стройный четверик* завершен куполом и небольшой главкой* на восьмигранном барабане*. . Цоколь* и крыльцо колокольни белокаменные.

Слайд 15

Задания

Заполните таблицу «Смоленские храмы XVIII века

• Ответьте на вопросы
К каким годам относится

Задания Заполните таблицу «Смоленские храмы XVIII века • Ответьте на вопросы К
строительство представленных храмов?
Из какого строительного материала создавали храмы XVIII века?
Произвели ли на вас впечатления архитектурные сооружения XVIII века?

Слайд 16

Источники

Андрицова М.Ю. и др. История православной культуры земли Смоленской. — Смоленск:

Источники Андрицова М.Ю. и др. История православной культуры земли Смоленской. — Смоленск:
Издательство СОИУУ, 2002.
Не прерывая связь времен / Сост. Архипова Т.А. и др. — Смоленск: Издательство СОИУУ, 2006.
Православные храмы Смоленска. — Смоленск: ООО «Кантилена», 2003.

Слайд 17

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь

Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Барокко — одно из главных

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола. Барокко —
направлений в искусстве кон.XVI-сер.XVIII вв. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, криволинейность форм, величие и пышность декора.
Главка — декоративное завершение на барабане в форме шлема, луковицы, конуса, зонтика и др.
Классицизм — направление в искусстве XVII-нач.XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре К. присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор.
Придел — небольшая пристройка к храму со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений.
Трапезная — западная пристройка к церкви.
Цоколь — нижняя часть наружной стены, лежащая на фундаменте.
Четверик — четырехгранное сооружение или его часть.

Слайд 18

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь

Апсида – алтарный выступ.
Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Барокко —

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь Апсида – алтарный выступ. Барабан — верхняя часть здания, служащая
одно из главных направлений в искусстве кон.XVI-сер.XVIII вв. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, криволинейность форм, величие и пышность декора.
Главка — декоративное завершение на барабане в форме шлема, луковицы, конуса, зонтика и др.
Классицизм — направление в искусстве XVII-нач.XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре К. присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор.
Придел — небольшая пристройка к храму со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений.
Трапезная — западная пристройка к церкви.
Цоколь — нижняя часть наружной стены, лежащая на фундаменте.
Четверик — четырехгранное сооружение или его часть.

Слайд 19

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь

Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Барокко — одно из главных

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола. Барокко —
направлений в искусстве кон.XVI-сер.XVIII вв. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, криволинейность форм, величие и пышность декора.
Главка — декоративное завершение на барабане в форме шлема, луковицы, конуса, зонтика и др.
Классицизм — направление в искусстве XVII-нач.XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре К. присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор.
Придел — небольшая пристройка к храму со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений.
Трапезная — западная пристройка к церкви.
Цоколь — нижняя часть наружной стены, лежащая на фундаменте.
Четверик — четырехгранное сооружение или его часть.

Слайд 20

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь

Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Барокко — одно из главных

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь Барабан — верхняя часть здания, служащая основанием купола. Барокко —
направлений в искусстве кон.XVI-сер.XVIII вв. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, криволинейность форм, величие и пышность декора.
Главка — декоративное завершение на барабане в форме шлема, луковицы, конуса, зонтика и др.
Классицизм — направление в искусстве XVII-нач.XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре К. присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор.
Придел — небольшая пристройка к храму со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений.
Трапезная — западная пристройка к церкви.
Цоколь — нижняя часть наружной стены, лежащая на фундаменте.
Четверик — четырехгранное сооружение или его часть.
Имя файла: 20170212_hramy_18_veka_smolenskoy_oblasti.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0