Слайд 2Календарные земледельческие песни
В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые,
![Календарные земледельческие песни В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-1.jpg)
величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.
Слайд 3Праздники на Руси
Зимние праздники
Зимние святки – с 25 декабря по 6
![Праздники на Руси Зимние праздники Зимние святки – с 25 декабря по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-2.jpg)
января(все даты даны по старому стилю).
Рождество – 25 декабря.
Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
Васильев день – 1 января.
Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
Крещение – 6 января.
Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
Слайд 4 Весенне-летние праздники
Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
Пасха
![Весенне-летние праздники Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-3.jpg)
– первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля.
Егорьев день – 23 апреля.
Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи.
Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
Аграфена Купальница – 23 июня.
Иван Купала – 24 июня.
Петров день – 29 июня.
Слайд 5Цикл календарных песен
Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве
![Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-4.jpg)
представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства.
Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.
В календаре 4 цикла:
- летнего солнцеворота (24 июня)
- зимнего солнцеворота
- весеннего (21 марта)
- осеннего (конец жатвы)
Слайд 6 Песни зимнего календаря
коляды
подблюдные
Масленичные
Коляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень»,
![Песни зимнего календаря коляды подблюдные Масленичные Коляды – магические песни. Славяне называли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-5.jpg)
«саусень», «щедровки», «виноградье».
Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали.
Подблюдные песни
Подблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера».
Масленичные песни
Масленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну.
Блины – символ солнца.
Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.
Слайд 7Песни весеннего календаря
- закликание
- вербные
- волочебные
Вьюнишные
Весну встречали в разных местах в
![Песни весеннего календаря - закликание - вербные - волочебные Вьюнишные Весну встречали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-6.jpg)
разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.
Слайд 8 В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая
![В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-7.jpg)
животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.
В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.
Слайд 9 Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых
![Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-8.jpg)
праздников.
Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.
Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.
Слайд 10 В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали
![В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-9.jpg)
концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…
Слайд 11Иван Купала
Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет
![Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-10.jpg)
достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.
Слайд 12 После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в
![После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183646/slide-11.jpg)
Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева , была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:
-зажиночные – в начале уборки урожая;
-жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле);
-дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы.
В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.