А. Фет Тополь

Содержание

Слайд 2

Ясинская Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайд 3

«Тополь»

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний

«Тополь» Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний
лист разметан под ногами,
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Слайд 4

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
1859г.

Слайд 5

Содержание

Дидактический материал.
Задание – 1. Ритмический рисунок текста.
Задание – 2. Анализ композиции.
Задание –

Содержание Дидактический материал. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 2.
3. Художественные образы.
Задание – 4. Анализ языковых уровней текста.
Задание – 5. Тропы и фигуры.
Задание – 6. Тема и идея.
Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов».
Задание – 8. Ритм и смысл текста.
Вывод.
Литература.

Слайд 6

Схема анализа поэтического текста

Ритмический рисунок (организация)
Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа

Схема анализа поэтического текста Ритмический рисунок (организация) Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа
(последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек.
Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.
Композиция поэтического текста
Строфы и стихи. Микротема каждой части.
Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.
Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее
предложения, рифмы, повторы.
Художественные образы и мотивы
Лирический герой.

Слайд 7

Схема анализа поэтического текста

Художественное время и пространство
Языковые уровни текста
Фонетический уровень.

Схема анализа поэтического текста Художественное время и пространство Языковые уровни текста Фонетический
Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на …. . (гласные).
Морфемный уровень. Роль морфем.
Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные.
Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись.
Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).
Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры.
Языковые средства художественной изобразительности
Тропы и фигуры.
Тема и идея текста
Связь ритма с содержанием текста

Слайд 8

Карточка – помощница

Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. .,

Карточка – помощница Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на ….
анакруза …. . придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха.
Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. .

Слайд 9

Карточка – помощница

3. Лирический герой в I строфе …. ., а в

Карточка – помощница 3. Лирический герой в I строфе …. ., а
последней …. .
4. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .
5. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
6. Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .
7. Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .

Слайд 10

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)

Внешний сюжет
Фантастика и реальность
Природа и человек
Мир и человек
Человек

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд) Внешний сюжет Фантастика и реальность Природа

Слайд 11

Тропы


Эпитет Сравнение
Аллегория Перифраза
Эвфемизм Метафора
Метонимия Ирония

Тропы Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Эвфемизм Метафора Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Синекдоха Литота Символ
Сарказм Гипербола Олицетворение
Синекдоха
Литота
Символ

Слайд 12

Фигуры

Анафора
Антитеза
Градация
Оксюморон
Острота
Параллелизм
Повторение
Риторический вопрос
(восклицание, обращение)

Фигуры Анафора Антитеза Градация Оксюморон Острота Параллелизм Повторение Риторический вопрос (восклицание, обращение) Умолчание Эллипсис Эпифора Инверсия
Умолчание
Эллипсис
Эпифора
Инверсия

Слайд 13

Задание - 1

Определим ритмический рисунок текста
Один ученик на доске составляет

Задание - 1 Определим ритмический рисунок текста Один ученик на доске составляет
метрическую схему стихотворения (все строфы).
Класс скандирует вслух.
Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка.
Сделайте вывод.

Слайд 14

Ритмический рисунок

Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10

Ритмический рисунок Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10
слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская.
Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная.
Рифмовка в строфе перекрестная.
В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.

Слайд 15

Вывод

Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10

Вывод Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10
слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.

Слайд 16

Задание - 2

Приступим к анализу композиции
Какова микротема каждой строфы?
Найдем ключевые

Задание - 2 Приступим к анализу композиции Какова микротема каждой строфы? Найдем
слова.
Проанализируем сильные позиции текста.
Проанализируем языковую композицию.

Слайд 17

Микротемы

1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния

Микротемы 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния
(“С унынием в душе гляжу вокруг”).
2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями”).
3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг”).

Слайд 18

Ключевые слова

Это будут “тополь”, “осень”.

Ключевые слова Это будут “тополь”, “осень”.

Слайд 19

Сильные позиции

Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого

Сильные позиции Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого
тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь” - символ стойкости, мужества, веры.

Слайд 20

Языковая композиция

Построим словесные тематические ряды
Работа в парах.
Какие слова создают

Языковая композиция Построим словесные тематические ряды Работа в парах. Какие слова создают
образ тополя?
Какие слова создают образ осени?
Сравним два этих ряда.
Сделайте вывод.

Слайд 21

Образ тополя

Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща

Образ тополя Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща
по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.

Слайд 22

Образ осени

Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями,

Образ осени Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями,
мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.

Слайд 23

Сравним

Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя,

Сравним Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя,
на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.

Слайд 24

Вывод

Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для

Вывод Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для
поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.

Слайд 25

Задание - 3

Художественные образы
Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя

Задание - 3 Художественные образы Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя
и осени по строфам.
Сделайте вывод.

Слайд 26

Художественные образы

В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует,

Художественные образы В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует,
страдает от чувства безнадежности (“последний лист”, “последний день”). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.

Слайд 27

Вывод

Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе

Вывод Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе
мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.

Слайд 28

Задание - 4

Анализ языковых уровней текста
Фонетический уровень.
Морфемный уровень.
Лексический

Задание - 4 Анализ языковых уровней текста Фонетический уровень. Морфемный уровень. Лексический
уровень.
Морфологический уровень.
Синтаксический уровень.
Сделайте вывод.

Слайд 29

Фонетический уровень

Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся

Фонетический уровень Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся
звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.

Слайд 30

Фонетический уровень

В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и,

Фонетический уровень В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и,
аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.

Слайд 31

Морфемный уровень

Найдите в тексте сложные слова.
Какова их роль?

Морфемный уровень Найдите в тексте сложные слова. Какова их роль?

Слайд 32

Сложные слова

Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают

Сложные слова Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.
антитезу: жизнь – смерть.

Слайд 33

Лексический уровень

Найдем повторяющиеся слова.
Какова роль повтора?
Работа в парах.

Лексический уровень Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.

Слайд 34

Лексический уровень

В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние

Лексический уровень В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние
лирического героя. Слово “последний” два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный”, во 2 строфе дни “вешние”, в 3 строфе дни “мрачные” - так создается контраст.

Слайд 35

Морфологический уровень

Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и

Морфологический уровень Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и
почему преобладает?
1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия .

Слайд 36

Морфологический уровень

Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и

Морфологический уровень Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и
причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты” создает диалогичность.
Глаголы, деепричастия (8 слов).

Слайд 37

Синтаксический уровень

Охарактеризуем каждое предложение.
Почему в 1 строфе два предложения, а не

Синтаксический уровень Охарактеризуем каждое предложение. Почему в 1 строфе два предложения, а
одно, как во 2 и 3 строфах?
Почему во 2 предложении используется точка с запятой?
Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?

Слайд 38

Синтаксический уровень

В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое,

Синтаксический уровень В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое,
нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.

Слайд 39

Синтаксический уровень

В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении

Синтаксический уровень В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении
сообщается о чувствах лирического героя.

Слайд 40

Синтаксический уровень

Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

Синтаксический уровень Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

Слайд 41

Синтаксический уровень

Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И

Синтаксический уровень Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И
во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.

Слайд 42

Вывод

Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

Вывод Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

Слайд 43

Задание - 5

Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их

Задание - 5 Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их
роль?
Групповая работа.
Сделайте вывод.

Слайд 44

Тропы и фигуры

Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат”

Тропы и фигуры Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат”
и “лепечешь” - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях.
“Тлетворный дух” осени – страшное существо, губящее все живое.
Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя.
Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.
Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний” создает трагическое ощущение.

Слайд 45

Тропы и фигуры

Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист –

Тропы и фигуры Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист –
он еще был живым. “Последний” день – конец жизни, “лучезарный” день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые” степи – безжизненные, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние” дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные” дни – тоскливые, унылые, “тлетворный” дух осени – смертельный.
Сравнение. Тополь “как друг” - надежность, верность.
Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.

Слайд 46

Вывод

Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную

Вывод Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
мысль стихотворения.

Слайд 47

Задание - 6

Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста
Время стихотворения

Задание - 6 Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста Время
– поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”).

Слайд 48

Тема и идея

Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни,

Тема и идея Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни,
нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

Слайд 49

Задание - 7

Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице

Задание - 7 Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице
смыслов”
1. Внешний сюжет.
Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.
2. Фантастика и реальность.
Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.

Слайд 50

«Вверх по лестнице смыслов»

3. Природа и человек.
Умирание природы вносит

«Вверх по лестнице смыслов» 3. Природа и человек. Умирание природы вносит в
в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.
4. Мир и человек.
Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.
5. Человек.
Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.

Слайд 51

Задание - 8

Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?
Мы

Задание - 8 Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы
обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.

Слайд 52

Вывод

Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и

Вывод Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует
действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

Слайд 53

Литература

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
Лотман Ю.М. В школе

Литература Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М.
поэтического слова. – М.,1988
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Имя файла: А.-Фет-Тополь.pptx
Количество просмотров: 159
Количество скачиваний: 0