Слайд 2Ясинская
Светлана
Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец
Слайд 3Содержание
Задание. Композиция текста, виды, типы.
Задание. Композиция стихотворения «Водопад».
Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.
Домашнее
задание.
Слайд 4Задание
Дайте определение композиции.
Назовите композиционные приёмы.
Что такое языковая композиция?
Назовите типы композиции.
Назовите виды
композиции.
Назовите приёмы анализа поэтического текста.
Слайд 5Композиция художественного произведения
Что такое композиция?
Это прежде
всего установление
центра, центра
зрения художника.
А.Н.Толстой
Слайд 6
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть
авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж).
Б.Успенский
Слайд 7Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения
в некоторой значимой временной последовательности.
А.Есин
Слайд 8Композиционные приёмы
1.Повтор
2.Усиление
3.Противопо
ставление
4.Монтаж
А.Есин
Слайд 9Языковая композиция
Языковая композиция –
сопоставление,
противопоставление,
чередование
словесных
рядов в
художественном тексте.
В.Виноградов
Слайд 10Типы композиции
1.Простые
(линейные)
2.Сложные
(трансфор
мационные)
А.Есин
Слайд 11Виды композиции
1.Кольцевая
2.Зеркальная
3.Линейная
4.Умолчание
5.Ретроспекция
6.Свободная
7.Открытая и т.д.
А.Есин
Слайд 12Композиционный анализ поэтического текста
1.Строфы и стихи. Микротема каждой части.
2.Языковая композиция. Ключевые слова,
словесные ряды.
3.Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
Слайд 13Стихотворение В.Шаламова «Водопад»
Учимся
анализировать
поэтический
текст.
Композиционный
анализ.
Слайд 14Задание
Определите микротемы каждой строфы.
Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
Сопоставьте первое и
последнее предложения, название.
Определите вид композиции и композиционные приёмы.
Вывод.
Слайд 15Определите микротемы каждой строфы.
Первая строфа.
Ночной водопад.
Вторая строфа.
Замороженная пена.
Третья строфа.
Водопад.
Слайд 16Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха,
смех, целые века.
Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.
Жизнь: наша, моленья наши, тоска.
Слайд 17Сопоставьте первое и последнее предложения.
Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде. Создаётся
кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда.
Почему название «Водопад»?
Главный герой, он везде, от него никуда не уйти.
Какие слова в рифме?
Ключевые слова, несущие идею.
Слайд 18Определите вид композиции и композиционные приёмы.
Вид –
кольцевая.
Приёмы –
повтор и контраст.
Слайд 19Охарактеризуйте композицию стихотворения.
Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей
строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.
Слайд 20Задание
Найдите приёмы звукописи в тексте Шаламова.
Какую роль играют имена существительные и глаголы?
Какие
лексические пласты есть в тексте?
Каков порядок слов в предложениях?
Слайд 21Фонетический уровень текста.
В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй
строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие.
Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).
Слайд 22Морфологический уровень текста.
В тексте
преобладают
имена
существительные.
С помощью
глаголов
создаётся антитеза
«пена» - «водопад».
Слайд 23Лексический уровень текста.
В первой и третьей строфах есть все три группы лексики:
нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.
Слайд 24Синтаксический уровень текста.
На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия.
Таким
образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.