Содержание
- 2. История абрамцево-кудринской резьбы Абрамцево-кудринская резьба значительно моложе других народных промыслов. Она зародилась в конце XIX —
- 3. В 1882 году в Абрамцево художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила Елена Поленова. Для
- 4. Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино, из которого были
- 5. Один из самых известных выпускников абрамцевской мастерской — крестьянин Василий Ворносков. Он создавал резные шкафы и
- 7. Скачать презентацию
Слайд 2История абрамцево-кудринской резьбы
Абрамцево-кудринская резьба значительно моложе других народных промыслов. Она зародилась в конце
История абрамцево-кудринской резьбы
Абрамцево-кудринская резьба значительно моложе других народных промыслов. Она зародилась в конце
XIX — начале ХХ века в Абрамцево — имении мецената Саввы Мамонтова. Столярно-резчицкую мастерскую, где обучали тонкостям кудринки, основали художник Василий Поленов и его сестра Елена.
Поленов Василий Дмитриевич
Поленова Елена Дмитриевна
Слайд 3В 1882 году в Абрамцево художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила Елена Поленова. Для
В 1882 году в Абрамцево художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила Елена Поленова. Для
обучения набирали крестьянских детей из окрестных сел — Хотьково, Репихово, Ахтырки, Кудрино.
В абрамцевской мастерской обучали не только резьбе по дереву. Елена Поленова преподавала ученикам основы рисунка и композиции, историю живописи, сама создавала эскизы для новых изделий. Все уроки были бесплатными, а после обучения ученикам дарили набор инструментов.
У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Елена Поленова
В абрамцевской мастерской обучали не только резьбе по дереву. Елена Поленова преподавала ученикам основы рисунка и композиции, историю живописи, сама создавала эскизы для новых изделий. Все уроки были бесплатными, а после обучения ученикам дарили набор инструментов.
У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Елена Поленова
Слайд 4Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино,
Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино,
из которого были родом многие резчики абрамцевской мастерской, и от «кудрявого» узора, который стал его главной особенностью. Плавные, закругленные орнаменты напоминали ветви растений, птичьи перья или завитки. Часто среди растительных элементов мастера изображали птиц или животных, но их силуэты были подчеркнуто условными, с минимальным количеством деталей. Кудринкой украшали предметы обихода — шкатулки, бочонки, деревянные ковши, даже шкафы и сундуки. Чтобы сделать узор более выразительным, мастера ошкуривали готовое изделие, пользовались морилками или красителями. Однако все эти способы должны были подчеркивать природную текстуру древесины, а не скрывать ее.
Слайд 5Один из самых известных выпускников абрамцевской мастерской — крестьянин Василий Ворносков. Он создавал резные шкафы
Один из самых известных выпускников абрамцевской мастерской — крестьянин Василий Ворносков. Он создавал резные шкафы
и полочки, шкатулки и рамы для картин. Но лучшими его работами считались украшенные кудринскими узорами ковши, вазы и блюда. Ворносков участвовал в выставках декоративно-прикладного искусства за границей — в Милане, Париже, Чикаго. Его работы занимали призовые места на международных конкурсах. В России мастер стал первым крестьянином, чьи работы были представлены на персональной выставке. Она прошла в 1908 году в Московском кустарном музее. Главным экспонатом был четырехметровый деревянный ковш, целиком покрытый резьбой.
В 1906 году мастер основал столярно-резчицкую школу. В ней учили не только основам ремесла, но и грамоте: на уроках читали произведения Ивана Тургенева, Николая Гоголя, Антона Чехова. В 1914 году молодых мастеров призвали на военную службу, и школу пришлось закрыть. Ворносков обучал резьбе и своих детей: все семеро сыновей и дочь мастера стали виртуозными резчиками.
Одна из самых известных работ Василия Ворноскова — оформление входа на Выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Мастер выполнил ее в 1936 году. Эскизы входной группы создавал его сын — тоже Василий. Это единственное произведение монументального искусства, выполненное в технике абрамцево-кудринской резьбы.
В 1906 году мастер основал столярно-резчицкую школу. В ней учили не только основам ремесла, но и грамоте: на уроках читали произведения Ивана Тургенева, Николая Гоголя, Антона Чехова. В 1914 году молодых мастеров призвали на военную службу, и школу пришлось закрыть. Ворносков обучал резьбе и своих детей: все семеро сыновей и дочь мастера стали виртуозными резчиками.
Одна из самых известных работ Василия Ворноскова — оформление входа на Выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Мастер выполнил ее в 1936 году. Эскизы входной группы создавал его сын — тоже Василий. Это единственное произведение монументального искусства, выполненное в технике абрамцево-кудринской резьбы.
- Предыдущая
Колизей. История одного шедевраСледующая -
Перечень ВУЗов