Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

Содержание

Слайд 2

«СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »

«СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »

Слайд 3

Блок и революция

Январь 1918 года.
«…Поэма написана в ту пору, когда проносящийся революционный

Блок и революция Январь 1918 года. «…Поэма написана в ту пору, когда
циклон производит бурю во всех морях—природы, жизни и искусства»
А.Блок статья «Интеллигенция и революция»
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»…
Поэма «Двенадцать»,
Статья«Интеллигенция и революция»:
«Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути? …что так бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?»
Стихотворение «Скифы».
Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Образ ветра, стихии— это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.

Слайд 4

1 глава

Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит на

1 глава Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит
гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться на ногах.
Время. «Черный вечер».
Цвета – черный, белый, красный.
Главный герой – ветер – стихия революции.
Старый мир –
«старушка-курица»,
«товарищ поп»,
«писатель-вития»,
«барыня в каракуле»
«профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции.
Устоял буржуй.
Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»

Слайд 5

2 глава.

Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с

2 глава. Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни
городских окраин. В них нет ничего героического.
В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
Все обыденно. И разговоры обыденные:
— А Ванька с Катькой — в кабаке...
Ванька просто не с ними, а потому — против них.
Сначала отказ от запретов.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Слайд 6

Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный

Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный
не дремлет враг».
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
Эх, эх, без креста!
Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет — и все дозволено».

Слайд 7

3 глава

Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон —
От солдатской песни до

3 глава Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон — От солдатской песни
молитвы.
Частушка и марш.
Цель огромна — «Мировой пожар в крови». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого.
И вдруг — «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»

Слайд 8

4и5 главы

Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради таких, как

4и5 главы Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради
она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты:
«С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».

Слайд 9

6 глава

Кульминация поэмы.
Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!»
Зато

6 глава Кульминация поэмы. Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!»
безжизненное тело Катьки — «наглядный» упрек:
А Катька где?—
Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада —
Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть.
А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Но перед нами не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли.
Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».

Слайд 10

7 глава.

В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход от

7 глава. В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход
веселой удали к ощущению трагизма.
Это сгущение красок и теней — от сомнений Блока в созидательных началах революции.
Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления.
«Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», — говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».

Слайд 11

Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной

Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной
лирике вообще:
- Ох, товарищ, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...
- Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родники пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

Слайд 12

Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время».
В этой

Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». В этой
главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное пренебрежение к личности.

Слайд 13

8 глава.

Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян:
«Гуляет нынче голытьба!»
Выжженное пространство. Отъединенность

8 глава. Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: «Гуляет нынче голытьба!» Выжженное
от всех. Богооставленность.
И человеческая боль обращается в ожесточение:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

Слайд 14

9 глава

Тишина опустошенного, разграбленного мира.
В элегических строфах городского романса обнаруживается, что

9 глава Тишина опустошенного, разграбленного мира. В элегических строфах городского романса обнаруживается,
старый мир сломлен и обессилен:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Слайд 15

10 глава

Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья.
Стихия природы

10 глава Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья.
уже не с ними, а против них. Это вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение за помощью к Богу:
Ох, пурга какая, Спасе!
Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»).
Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька — средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.

Слайд 16

11 глава

Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у

11 глава Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у
Блока оказываются «несовместными». И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого».
Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения:
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует:
В очи бьется Красный флаг.
Но Двенадцать все идут и идут:
Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...

Слайд 17

12 глава

Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в него.

12 глава Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в
Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа.
А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё — и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы.
А Христос от России не отказывается.

Слайд 18

Загадка последней строфы

пес

Загадка последней строфы пес

Слайд 19

Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры.
Благославляет ли Христос красногвардейцев

Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры. Благославляет ли Христос
и возглавляет ли движение своих апостолов?
Убегает ли он, а они преследуют и стреляют в невидимый призрак?
Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?

Слайд 20

"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец

"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец
был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».

Слайд 21

Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников),

Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников),
возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.

Слайд 22

Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель.

Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель.

Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию — показал революцию во всей ее сложности.

Слайд 23

Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года

Рожденные в года глухие
Пути не

Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года Рожденные в года глухие
помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в Вас, надежды ль весть?
От дней войны, до дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть…
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие Твое!
Имя файла: Аналитическое-чтение-поэмы-«Двенадцать».pptx
Количество просмотров: 241
Количество скачиваний: 0