Анализ и сравнение пейзажа второй половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Дубовской Николай Никанорович 5 декабря 1859— 28 февраля 1918

Родился в семье родового казака

Дубовской Николай Никанорович 5 декабря 1859— 28 февраля 1918 Родился в семье
— войскового старшины Войска Донского
По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М.К. Клодта, ставшего его учителем.
Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа. Его пейзаж лаконичен и прост. Для мастера дорого содержание, передача дыхания жизни природы, связь с ней. Пространство, свет, воздух, — вот те составляющие формирования пейзажного образа, по которым безошибочно узнаются его работы.

Слайд 3

На картине представлен зимний вечер, вход в работу протоптанная дорога, на дальнем

На картине представлен зимний вечер, вход в работу протоптанная дорога, на дальнем
плане горят последними лучами солнца четырёхскатные крыши домов. Переднее пространство и дальний план отделяет тын, который проходит почти по центру картины и слева, уходя за формат. Вход к домам идет через открытый, скошенный забор. Так же на работе присутствуют две фигуры в виде ворон, на снегу и на столбе.

«Зима»
1884
Холст, масло. 54.5 x 97.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Описание

Слайд 4

Композиция

«Зима» (фрагмент)
1884
Холст, масло. 54.5 x 97.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Композиция статичная, на работе

Композиция «Зима» (фрагмент) 1884 Холст, масло. 54.5 x 97.5 см Государственная Третьяковская
нет резких диагональных линий и прямого действия движения, даже дорога показана вертикальными прямыми линиями, а на повороте скрыта снегом. Уравновешена, теневая сторона слева поддерживается солнечным светом и контрастом справа. Линии дороги, забора, крыш домов целенаправленно ведут к открытой части забора – композиционный центр. Он выделен как линиями (ведущие к нему предметы), так и контрастом тона и цвета. Выдержан общий, вечерний колорит. Жанр – пейзаж.

Слайд 5

Идея пейзажа

С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам. В этом же

Идея пейзажа С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам. В этом же
году молодой пейзажист впервые представил свою работу «Зима» на передвижной выставке, которая была высоко оценено в художественных кругах. П.М. Третьяков приобретает ее для своей галереи. Никто до него не передавал в красках так правдиво свежесть первого снега, налёт легких к вечеру теней на нём и последних световых пятен. Картина захватывала зрителей «полнотой поэтического настроения и необычайной правдивостью изображения, гармоничностью красок»

Слайд 6

Сластион Афанасий Георгиевич
Зимний вечер. Черниговщина . 1889
Холст, наклеенный на картон, масло. 20

Сластион Афанасий Георгиевич Зимний вечер. Черниговщина . 1889 Холст, наклеенный на картон,
x 34 см
Национальный художественный музей Украины, Киев

Дубовской Николай Никанорович
«Зима» 1884
Холст, масло. 54.5 x 97.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Сравнительный анализ

Работа для сравнения «Зимний вечер» Сластиона Афанасия Георгиевича
Безусловно, первое на что я оперлась в поисках второй работы – колорит. Второе, это содержание: украинские мотивы четырехскатных крыш, тын, передний свободный план, забор преграждающий проход к домам, а также, еле заметные фигуры.

Слайд 7

Описание
Зимний вечер. На переднем плане полевая трава с камнями. На дальнем

Описание Зимний вечер. На переднем плане полевая трава с камнями. На дальнем
плане виднеются крыши домов. Выход преграждает тын с частью забора и калиткой, которая вот-вот откроется мальчиком и откроет нам путь к деревне. Возле дома, в поле, женщина чем-то занимается наклонившись к земле. Небо светиться ярко-золотым закатом.

Зимний вечер. Черниговщина . 1889
Холст, наклеенный на картон, масло. 20 x 34 см
Национальный художественный музей Украины, Киев

Слайд 8

Зимний вечер. Черниговщина . 1889
Холст, наклеенный на картон, масло. 20 x 34

Зимний вечер. Черниговщина . 1889 Холст, наклеенный на картон, масло. 20 x
см
Национальный художественный музей Украины, Киев

Композиция
Композиция статичная, все горизонтальные линии параллельны друг другу, нет резких взлётов и падений. Уравновешена вертикальными линиями калитки и дерева (куста). Композиционный центр провялен контрастом неба и крыши домов. Также, дерево и калитка своими вертикалями создают «проход», будто пропуская нас к центру, несмотря на то, что мальчик калитку только -только хочет открыть. Выдержан колорит всей работы.
Жанр - пейзаж

Слайд 9

Идея

Афанасий Георгиевич Сластион Украинский, российский и советский художник, график романтично-народнического направления, этнограф, архитектор

Идея Афанасий Георгиевич Сластион Украинский, российский и советский художник, график романтично-народнического направления,
и педагог, основатель Миргородского краеведческого музея. Его жизнь прямо подействовала на написание работ на украинский лад. Живопись отмечена влиянием передвижничества, но с национальной тематикой, что мы и наблюдаем на его работах.

«Проводы на Сечь» (1886)

«Сельский пейзаж» холст, масло

Афанасий Георгиевич Сластион 1855 - 1933

Слайд 10

Сластион Афанасий Георгиевич
Зимний вечер. Черниговщина . 1889
Холст, наклеенный на картон, масло. 20

Сластион Афанасий Георгиевич Зимний вечер. Черниговщина . 1889 Холст, наклеенный на картон,
x 34 см
Национальный художественный музей Украины, Киев

Дубовской Николай Никанорович
«Зима» 1884
Холст, масло. 54.5 x 97.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Работа Дубовского написана лессировано, только на переднем плане, на взъерошенном снеге можно заметить четкие мазки. Это вызывает к работе очень спокойные, лирические чувства, контраст, хоть он и присутствует в работе, не ярко выражен, это позволяет поймать настроения полной гармонии, уединения между смотрящим и картиной, чистый диалог.

Работа Сластиона, хоть и имеет общий цветовой и тоновой колорит как у Дубовского, разрывает этот «шепчущий» диалог порывом красок и мазков на небе. Более проявленные мазки на переднем плане, серость снега, которая располагает нас к более интересными эмоциям, нежели только покой и лирика.