Анатомия культуры

Содержание

Слайд 2

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
2. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
3. РЕЛИГИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ
4. НАУКА

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ 2. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. РЕЛИГИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ
КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
5. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЕННОГО

1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
СООБЩЕСТВА. ЭТО КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ (ЛАНДШАФТ, КЛИМАТ И Т.Д.), ТАК И СИМВОЛИЧЕСКОЕ, ДУХОВНОЕ НАЧАЛА (ЯЗЫК, НОРМЫ, ОБЫЧАИ, РИТУАЛЫ И Т.Д.).
ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ВЫСТУПАЕТ ХРАНИЛИЩЕМ И ИСТОЧНИКОМ КУЛЬТУРНОЙ, НЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОНО ИМЕЕТ ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ, ПРИДАЮЩУЮ ЛЮБОМУ КУЛЬТУРНОМУ ИЛИ ПРИРОДНОМУ ФАКТУ КОГНИТИВНЫЕ, ЦЕННОСТНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ СМЫСЛЫ.

Слайд 4

СОПРИКАСАЯСЬ И СОСТАВЛЯЯ КОМПЛЕКСНУЮ СИСТЕМУ, ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ОБРАЗУЮТ ВСЕОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ВЫСТУПАЮЩЕЕ

СОПРИКАСАЯСЬ И СОСТАВЛЯЯ КОМПЛЕКСНУЮ СИСТЕМУ, ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ОБРАЗУЮТ ВСЕОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ВЫСТУПАЮЩЕЕ
РЕГУЛЯТОРОМ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЛАДАЯ СВОЙСТВОМ НЕОДНОРОДНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ РАСКРЫВАЮТ ВАЖНЕЙШУЮ ЧЕРТУ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, А ИМЕННО ЕГО ПЛЮРАЛИСТИЧНОСТЬ.

Слайд 7

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОПРОВОЖДАЕТСЯ РЯДОМ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ

1) ВО ВСЕОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕГРИРУЮТСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОПРОВОЖДАЕТСЯ РЯДОМ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ 1) ВО ВСЕОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТЫ, ЗАРОДИВШИЕСЯ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ
2) КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯВЛЯЕТСЯ СОБОЙ ОДНОВРЕМЕННО И ПРОСТРАНСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ, КОРПОРАТИВНОЕ, А ТАКЖЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
3) ЗАКОНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ И НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ
4) ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ НАХОДЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В ПОСТОЯННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, А ТАКЖЕ МОГУТ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ ИЛИ ПЕРЕСЕКАТЬСЯ В СУБЪЕКТАХ КУЛЬТУРЫ 

Слайд 8

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - ЭТО ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАННОЕ МНОЖЕСТВОМ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ, ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - ЭТО ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАННОЕ МНОЖЕСТВОМ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ,
И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ДРУГ С ДРУГОМ. ПРОДОЛЖАЯ АНАЛОГИЮ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА С ФИЗИЧЕСКИМ, ВЫДЕЛИМ В НЕМ ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ - В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ СМЫСЛОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ЭТИМИ ТИПАМИ СМЫСЛОВ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) ЗНАНИЯ; 2) ЦЕННОСТИ; 3) РЕГУЛЯТИВЫ.
ИМ СООТВЕТСТВУЮТ ТРИ ВЗАИМОПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ «КООРДИНАТНЫЕ ОСИ»: 1) «КОГНИТИВНАЯ»; 2) «ЦЕННОСТНАЯ»; 3) «РЕГУЛЯТИВНАЯ».

Слайд 9

2. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

В БОЛЬШИНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ КУЛЬТУРА СУЩЕСТВУЕТ В   СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ:          

2. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ В БОЛЬШИНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ КУЛЬТУРА СУЩЕСТВУЕТ В СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ

1)   ВЫСОКАЯ, ИЛИ ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - ИЗЯЩНОЕ ИСКУССТВО,  КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА, СОЗДАВАЕМАЯ И ПОТРЕБЛЯЕМАЯ ЭЛИТОЙ;    
2)   НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - СКАЗКИ, ПЕСНИ, ФОЛЬКЛОР, МИФЫ, ТРАДИЦИИ,   ОБЫЧАИ;        
3)   МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - КУЛЬТУРА, СЛОЖИВШАЯСЯ С РАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ   МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОЗДАВАЕМАЯ ДЛЯ МАССЫ И ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МАССОЙ.

Слайд 10

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

СОЗДАЕТСЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВА ЛИБО ПО ЕЕ ЗАКАЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТВОРЦАМИ. К

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СОЗДАЕТСЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВА ЛИБО ПО ЕЕ ЗАКАЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТВОРЦАМИ.
НЕЙ ОТНОСЯТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАВАЕМЫЕ В РАСЧЕТЕ НА ТО, ЧТО ОНИ БУДУТ ПОНЯТНЫ ЛИШЬ НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ ЛЮДЕЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ОСОБОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ, НАЗЫВАЕМОЙ В СИЛУ ЭТОГО ЭЛИТОЙ ОБЩЕСТВА. ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА ТРУДНА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. КРУГ ЕЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА.

Слайд 12

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

СОЗДАЕТСЯ АНОНИМНЫМИ ТВОРЦАМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. АВТОРЫ НАРОДНЫХ ТВОРЕНИЙ, КАК

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СОЗДАЕТСЯ АНОНИМНЫМИ ТВОРЦАМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. АВТОРЫ НАРОДНЫХ ТВОРЕНИЙ,
ПРАВИЛО, НЕИЗВЕСТНЫ. НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ НАЗЫВАЮТ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ (НО НЕ ПО УРОВНЮ, А ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ) ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЙ. ОНА ВКЛЮЧАЕТ МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, СКАЗАНИЯ, ТОСТЫ, СКАЗКИ, ПЕСНИ, ТАНЦЫ И Т.Д. ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МОГУТ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ (ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ), ГРУППОВЫМИ (ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА ИЛИ ПЕСНИ), МАССОВЫМИ (КАРНАВАЛЬНЫЕ ШЕСТВИЯ). ФОЛЬКЛОР – ЕЩЕ ОДНО НАЗВАНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, КОТОРОЕ СОЗДАЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ. ФОЛЬКЛОР ОБЫЧНО ЛОКАЛИЗОВАН, Т.Е. СВЯЗАН С ТРАДИЦИЯМИ ДАННОЙ МЕСТНОСТИ, И ДЕМОКРАТИЧЕН, ПОСКОЛЬКУ В ЕГО СОЗДАНИИ УЧАСТВУЮТ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ.

Слайд 14

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

ВРЕМЯ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ – СЕР. XX В., КОГДА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ВРЕМЯ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ – СЕР. XX В., КОГДА СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ПРОНИКЛИ В БОЛЬШИНСТВО СТРАН МИРА И СТАЛИ ДОСТУПНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ. ПОНЯТИЕ «МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» ОТРАЖАЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ; СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ТИПА ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ДУХОВНЫХ БЛАГ; ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ МАСС И Т.Д. ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕЧАТНАЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОДУКЦИЯ ОХВАТЫВАЕТ БОЛЬШИНСТВО ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА. ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОГО МЕХАНИЗМА МОДЫ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ОРИЕНТИРУЕТ, ПОДЧИНЯЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ: ОТ СТИЛЯ ОДЕЖДЫ И ЖИЗНИ ДО ХОББИ; ОТ ВЫБОРА ИДЕОЛОГИИ ДО РИТУАЛОВ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С РЫНКОМ. 

Слайд 16

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПО-РАЗНОМУ, И ДОСТИЖЕНИЕ

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПО-РАЗНОМУ, И
ЕГО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ПРИ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ:
1) МИФ
2) РЕЛИГИЯ
3) ИСКУССТВО
4) НАУКА
КАЖДАЯ ИЗ ТАКИХ ФОРМ ИМЕЕТ СВОЮ СМЫСЛОВУЮ И СИМВОЛИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ.

Слайд 17

3. РЕЛИГИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВОЙ ФОРМОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МИФ, КОТОРЫЙ

3. РЕЛИГИЯ КАК САКРАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВОЙ ФОРМОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МИФ,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С СИЛАМИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО БЫТИЯ - БЫТИЯ ПРИРОДЫ ИЛИ ОБЩЕСТВА. ТОГДА, КОГДА МИФ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ КУЛЬТУРЫ, ТАКОЕ ЕДИНЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ ОТЛИЧАЕТ СМЫСЛА ОТ ПРИРОДНОГО СВОЙСТВА, А АССОЦИАТИВНУЮ СВЯЗЬ ОТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ

Слайд 18

ПРИРОДА ОДУШЕВЛЯЕТСЯ И ВЫСТУПАЕТ КАК МИР РОДСТВЕННЫХ ЧЕЛОВЕКУ, ХОТЯ И ГРОЗНЫХ, МИФОЛОГИЧЕСКИХ

ПРИРОДА ОДУШЕВЛЯЕТСЯ И ВЫСТУПАЕТ КАК МИР РОДСТВЕННЫХ ЧЕЛОВЕКУ, ХОТЯ И ГРОЗНЫХ, МИФОЛОГИЧЕСКИХ
СУЩЕСТВ – БОГОВ И ДЕМОНОВ.

МИФ – ЭТО САМАЯ ДРЕВНЯЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. КУЛЬТУРА РАЗВИВАЕТСЯ ОТ МИФА К ЛОГОСУ, ТО ЕСТЬ ОТ ВЫМЫСЛА К ЗНАНИЮ. В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ С РАЗВИТИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ МИФА ИГРАЮТ АРХАИЧНУЮ РОЛЬ, НО ДАЕТ НАМ СРЕДСТВА СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ИДЕЮ «ГЕРОИЧЕСКОГО»

Слайд 19

ОТЛИЧИЕ РЕЛИГИИ ОТ МИФА

КАК И МИФ, РЕЛИГИЯ ВЫРАЖАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОЩУЩЕНИИ

ОТЛИЧИЕ РЕЛИГИИ ОТ МИФА КАК И МИФ, РЕЛИГИЯ ВЫРАЖАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В
СВОЕЙ ПРИЧАСТНОСТИ К ОСНОВАНИЯМ БЫТИЯ. ОДНАКО В ОТЛИЧИЕ ОТ МИФА, ЗДЕСЬ ОБОЖЕСТВЛЯЮТСЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, А НЕ ПРИРОДА, ДУХ ЧЕЛОВЕКА С ЕГО СВОБОДОЙ И ТВОРЧЕСТВОМ. ПОНИМАЯ БОЖЕСТВЕННОЕ КАК СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ АБСОЛЮТ, РЕЛИГИЯ ДЕЛАЛА ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМЫМ ОТ СТИХИЙНЫХ СИЛ И СТРАСТЕЙ. ЦЕННОСТИ РЕЛИГИИ И ЦЕННОСТИ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ (НАПРИМЕР, В МИРОПОНИМАНИИ ИЛИ ПОНИМАНИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ). ГЛАВНЫМ В РЕЛИГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРА – В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, В БОГА, В ЧУДО – ВО ВСЕ ТО, ЧТО РАЦИОНАЛЬНЫМ ПУТЕМ НЕПОСТИЖИМО. КАК ПРАВИЛО, ПОНАЧАЛУ КУЛЬТУРА МОДИФИЦИРУЕТ СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ, ОДНАКО СО ВРЕМЕНЕМ РЕЛИГИЯ НАЧИНАЕТ ИЗМЕНЯТЬ КУЛЬТУРУ, КОТОРАЯ ПОПАДАЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ПОД ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ.

Слайд 20

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В ДРЕВНОСТИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ТРАДИЦИОННО СВЯЗАНЫ С ОБОЖЕСТВЛЕНИЕМ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ В ДРЕВНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ТРАДИЦИОННО СВЯЗАНЫ С
ПЕРВОБЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ ПРИРОДЫ, ВЫСТУПАЮЩЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ КАК ВЫСШЕЕ, ВСЕМОГУЩЕЕ И НЕПОДВЛАСТНОЕ НАЧАЛО, КОТОРОЕ ТРЕБУЕТ УВАЖЕНИЯ И ПОКЛОНЕНИЯ.

Слайд 21

ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО РЕЛИГИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОМ НЕВЕЖЕСТВЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, НЕ

ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО РЕЛИГИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОМ НЕВЕЖЕСТВЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, НЕ
ЗНАВШИХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ИСПЫТЫВАВШИХ СТРАХ ПЕРЕД НЕВЕДОМЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БЛАГОДАРЯ РАЗВИТИЮ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ, РЕЛИГИЯ ДОЛЖНА БЫЛА ИСЧЕЗНУТЬ. НО ОНА НЕ ТОЛЬКО НЕ ИСЧЕЗЛА, НО И ЗАНЯЛА ОСОБОЕ, АБСОЛЮТНО УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ.

Слайд 22

КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА);
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ;
БИБЛИОТЕКИ

КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА); РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕБНЫЕ
И ИЗДАТЕЛЬСТВА;
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ;
НОРМЫ МОРАЛИ.

Слайд 23

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

АНИМИЗМ - ВЕРА В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИ И ДУХОВ, ВЕРА В ОДУШЕВЛЁННОСТЬ ВСЕЙ ПРИРОДЫ
ФЕТИШИЗМ

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ АНИМИЗМ - ВЕРА В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУШИ И ДУХОВ,
- КУЛЬТ НЕОДУШЕВЛЁННЫХ ВЕЩЕЙ, ВЫРАЖЕННЫЙ В ОБОЖЕСТВЛЕНИИ ИЛИ СЛЕПОМ ПОКЛОНЕНИИ ЭТИМ ВЕЩАМ
ТОТЕМИЗМ - НАЗВАНИЕ И ЗНАК, ГЕРБ ПЛЕМЕНИ, А ТАКЖЕ НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО, КОТОРОМУ ПЛЕМЯ ОКАЗЫВАЕТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУЛЬТ

Слайд 24

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

ПАНТЕИЗМ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ И ОТОЖДЕСТВЛЯЮЩЕЕ БОГА И

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ ПАНТЕИЗМ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ И ОТОЖДЕСТВЛЯЮЩЕЕ БОГА
МИР
ДЕИЗМ – ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПРИЗНАЮЩЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И СОТВОРЕНИЕ ИМ МИРА, НО ОТРИЦАЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ И МИСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
МОНОТЕИЗМ – РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ТОЛЬКО ОДНОГО БОГА ИЛИ О ЕДИНСТВЕННОСТИ БОГА

Слайд 25

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

БУДДИЗМ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ

Слайд 26

4. НАУКА КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

ПЕРВЫМИ О НАУКЕ КАК КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ ЗАГОВОРИЛИ

4. НАУКА КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ПЕРВЫМИ О НАУКЕ КАК КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ
ПРОСВЕТИТЕЛИ XVIII ВЕКА. ВКЛАД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЗНАНИЯ В КУЛЬТУРУ ИМИ ОЦЕНИВАЛСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЗИТИВНО И СОСТАВЛЯЛ ВАЖНЕЙШИЙ МОМЕНТ ИХ ДОКТРИНЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОГРЕССЕ.

Слайд 27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ «НАУКИ»

НАУКА, ИМЕЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВЫСТУПАЕТ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ИПОСТАСЯХ. ОНА ПОНИМАЕТСЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ «НАУКИ» НАУКА, ИМЕЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВЫСТУПАЕТ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ИПОСТАСЯХ. ОНА
КАК:
1) ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2) СИСТЕМА ИЛИ СОВОКУПНОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ
3) СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Слайд 28

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НАУКА ИГРАЕТ ОГРОМНУЮ РОЛЬ, ОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НАУКА ИГРАЕТ ОГРОМНУЮ РОЛЬ, ОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВСЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ВСЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Слайд 29

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

1) КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. НАУКА, НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА СВОЕГО СТАНОВЛЕНИЯ КАК 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ 1) КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. НАУКА, НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА СВОЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
ОСОБОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА (НОВОЕ ВРЕМЯ), ОКАЗЫВАЛА И ОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ. НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД  НА МИР ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАШЕЙ ЭПОХИ. 

Слайд 30

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

2) НАУКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ЧТО СТАЛО ОСОБЕННО

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ 2) НАУКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ЧТО СТАЛО
ОЧЕВИДНО ДЛЯ ПЕРИОДА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, НАЧАЛО КОТОРОЙ ПРИХОДИТСЯ НА СЕРЕДИНУ ХХ В. ДЛЯ НТР ХАРАКТЕРЕН СИНТЕЗ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ПРОИЗВОДСТВА, КОГДА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО ПОЛУЧАЮТ ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ И КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНЯЮТ  ПРОИЗВОДСТВО. НАУКА СТАЛА НЕОБХОДИМОЙ  ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, КОТОРОЕ НЕМЫСЛИМО БЕЗ ЭЛЕКТРОНИКИ, КИБЕРНЕТИКИ, АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И Т.Д.

Слайд 32

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

3) НАУКА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИЛЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВКЛЮЧАЯСЬ ПРАКТИЧЕСКИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ 3) НАУКА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИЛЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВКЛЮЧАЯСЬ
ВО ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, И, ОКАЗЫВАЯ НА НИХ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ. АВТОРИТЕТ  И ВЛИЯНИЕ НАУКИ СТОЛЬ ВЕЛИКИ, ЧТО ЕЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МАСШТАБНЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ СТАНОВЯТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВОЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ.

Слайд 33

НАУКА – ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ДУШИ УЧЕНОГО И СОБЫТИЯ, НА КОТОРОЕ

НАУКА – ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ДУШИ УЧЕНОГО И СОБЫТИЯ, НА КОТОРОЕ
НАПРАВЛЕНО ЕГО ВНИМАНИЕ. БЛАГОДАРЯ ВНИМАНИЮ УЧЕНОГО К ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗНИКАЕТ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, РАЗРЕШЕНИЕ КОТОРОЙ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТА, ВОЛИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. И. НЬЮТОН НА ВОПРОС, КАК ДЕЛАЮТСЯ ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ, ОТВЕТИЛ: «ИССЛЕДУЕМЫЙ ПРЕДМЕТ Я НОСИЛ ПОСТОЯННО В УМЕ, ОБРАЩАЯ ЕГО С РАЗНЫХ СТОРОН, ПОКА НЕ УДАВАЛОСЬ, НАКОНЕЦ, НАЙТИ ТУ НИТЬ, КОТОРАЯ ПРИВОДИЛА МЕНЯ К ЯСНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Слайд 34

5. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУЛЬТУРА ПРОГРАММИРУЕТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ СПОСОБЫ (ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ

5. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРА ПРОГРАММИРУЕТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ СПОСОБЫ
К УСЛОВИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ). КАЖДАЯ ОТДЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ, ВЫСТРАИВАЯ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММАМ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ И УСВОЕННЫМИ ЛИЧНОСТЬЮ КУЛЬТУРНЫМИ УСТАНОВКАМИ. БУДЕМ НАЗЫВАТЬ ПРОГРАММЫ ТАКОГО РОДА СЦЕНАРИЯМИ.
СЦЕНАРИЙ – ЭТО РАЗВЕРТЫВАЮЩИЙСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ.

Слайд 35

ДВА УРОВНЯ СЦЕНАРИЕВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) КУЛЬТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ. В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ СУЩЕСТВУЮТ ЭТАЛОННЫЕ СЮЖЕТЫ

ДВА УРОВНЯ СЦЕНАРИЕВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) КУЛЬТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ. В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ СУЩЕСТВУЮТ ЭТАЛОННЫЕ
КУЛЬТУРНЫХ СЦЕНАРИЕВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ОБЩИЕ КОНТУРЫ И ИНВАРИАНТНЫЕ, НЕ ЗАВИСИМЫЕ ОТ КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
2) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В НЕМ ОСНОВНОЙ СЮЖЕТ ПРИОБРЕТАЕТ СВОЕОБРАЗИЕ, ХАРАКТЕРНОЕ ИМЕННО ДЛЯ ДАННОЙ ЛИЧНОСТИ.

Слайд 36

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРНЫХ СЦЕНАРИЕВ

КУЛЬТУРА ТРУДА
КУЛЬТУРА УЧЕБЫ
КУЛЬТУРА ИГРЫ
КУЛЬТУРА ДОСУГА
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРНЫХ СЦЕНАРИЕВ КУЛЬТУРА ТРУДА КУЛЬТУРА УЧЕБЫ КУЛЬТУРА ИГРЫ КУЛЬТУРА ДОСУГА КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Слайд 39

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ЕСТЬ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТА: ВНЕШНИЙ, РИТУАЛЬНЫЙ, "ЭТИКЕТНЫЙ" И

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ЕСТЬ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТА: ВНЕШНИЙ, РИТУАЛЬНЫЙ, "ЭТИКЕТНЫЙ"
ВНУТРЕННИЙ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.
ПЕРВЫЙ АСПЕКТ – ВЫРАЖАЕТСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ОБЩЕПРИНЯТЫХ РИТУАЛОВ ОБЩЕНИЯ, ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, ПРЕДПИСЫВАЮЩИХ, ЧТО И КАК НАДЛЕЖИТ ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ ДЕЛАТЬ.
ХАРАКТЕР ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗУЕТ ВТОРОЙ, БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ СЛОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ – ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. ЕГО ОБЫЧНО ИМЕЮТ В ВИДУ, КОГДА ГОВОРЯТ О "ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЕ" ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 40

НОРМЫ «ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ»

1) ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ

НОРМЫ «ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ» 1) ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ
БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ. ЭТО ТАК НАЗЫВАЕМОЕ "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.
2) ВЫПОЛНЯЙ СВОИ ОБЕЩАНИЯ, ДОГОВОРЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
3) БУДЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН, СТАРАЙСЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ ДОБРО, ВЫПОЛНЯТЬ ИХ ПРОСЬБЫ.
Имя файла: Анатомия-культуры.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0