Слайд 2Салон Анны Павловны Шерер
Какой холод!
Жемчужно-серые тона платьев, стен, зеркал —
свет мертвенный, застывший. Голубизна кресел, зелень теней — во всем этом есть ощущение какой-то болотной холодности: перед нами бал мертвецов, встреча привидений.
И в глубине этого уравновешенного царства — по контрасту — как вспышка жизненной энергии, как удар крови — красный воротник князя Андрея, отбитый белизной мундира, — капелька огня в этом болоте.
Слайд 3Портрете князя Андрея
Ледяное, в серых тонах выписанное лицо, тонкий силуэт на
свинцовом фоне зеркала — князь вкован в великосветский мир, его тонкие губы сжаты, на лице нельзя прочесть ничего, но... какой бурный взрыв ярко-алого на белом! Алый воротник и отвороты белого кавалерийского мундира князя — цвет жизни, страсти, риска, полное отрицание болотной мертвенности. И в этом цветовом контрасте уже воспринимаешь излом бровей, огромные, словно внутрь устремленные, глаза.
Какие страсти загнаны внутрь!
Какая трагедия затаилась.
Слайд 4Дети Ростовых
Вихрь солнца,
наивная радость — тепло-розовый яркий колорит,
и только черные мундиры Николая и Бориса отдаленно предсказывают войну и смерть в этом легком вихре жизни.
Слайд 5Бал у Ростовых
Полный контраст "Салону Шерер".
Там вечер при
свечах, и тут вечер при свечах, но тут совсем иной воздух: теплота, языческое жизнелюбие, смех, естественность. Там — болотная серость, тут — густая сочность красок. Но и там и тут — иллюзорность жизни: война еще не пронизала ее своим напряжением, печать наивности или призрачности лежит на людях, еще не разбуженных 1812 годом.
Слайд 6Старый князь Болконский
Поразительно ощущение летаргического сна в портрете "Старого князя
Болконского": яркое буйство листвы отрезано от нас холодно блестящим стеклом, холодна голубизна стен, холоден серо-голубой цвет шубки, в которую одет отставленный от дел надменный аристократ, холодны скользкие блики на лакированном полу — все, как под стеклом аквариума: холод, пустота, тишина.
Нет, еще не проснулась Россия...
Слайд 7Прощание князя Андрея с сестрой
Но испытание близится.
Горяча гамма
этой картины: горит красный воротник, мечутся блики свечей перед иконами, трепещет белый султан на шляпе — возбужденный, взбудораженный колорит, — Андрей уходит туда, где все горит и бушует, туда, где смерть и жизнь спорят и где уже начинается драма России.
Слайд 8 И вот они на марше: сверкают белые зубы в улыбке, сверкают
белые штыки, и словно стянуты извне солдаты одним белым ремнем портупей, и уже воцарился во всем новый цвет — дымный цвет войны, и в этой колористической гамме решены все батальные сцены: просверкивает белое, красное, огневое, зеленое, желтое — сквозь этот заволакивающий все, рваный, бесформенный дым.
Война трактуется как тяжкий труд, как работа.
Слайд 9Наташа и Соня
И уже по-иному в этом цветовом сопровождении еще
раз возникают мирные сюжеты:
их гамма чуть переменилась. Мягкий, неуверенный, рассеянный колорит данной картины.
Слайд 10Пьер и Элен
Обострившаяся обманчивость предательского, желтого цвета лжи в сцене "Пьер
и Элен". Жизнерадостные и наивные потеряли уверенность, уверенные в себе потеряли опору, дым войны словно снял дерзость красок с этих сюжетов...