Содержание
- 2. Я уже 8 лет занимаюсь музыкой: играю на фортепиано, сам пробую сочинять музыку, учусь записывать ноты
- 3. В Англии Бриттен -- национальный герой. Золотой век британской музыки отшумел слишком давно -- 300-400 лет
- 4. Введение. Почти в каждой работе о Бриттене рядом с ним упоминается имя Генри Пёрселла. Хотя двух
- 5. Шли столетия после смерти "Британского Орфея",- как называли Пёрселла,- а страна, давшая миру величайшего драматурга, созвездие
- 6. Талант, проявившийся в детстве. Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в Лоустафте (графство Суффолк), где
- 7. Успех ранних сочинений. Уже ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра привлекли
- 8. В начале творческого пути Бриттена привлекала преимущественно инструментальная музыка: симфонические сюиты, вариации, фортепианный и скрипичный концерты,
- 9. …и в вокальном жанре Вокальный жанр также определил дальнейшее творчество английского композитора. Ряд лучших страниц его
- 10. Бриттен шёл своим путём Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции
- 11. Бенджамин Бриттен позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, но не распоряжаться в ней.
- 12. Любовь к родной английской музыке Бенджамин Бриттен немыслим вне конкретной национальной среды, сформировавшей его и привязавшей
- 13. В 1939 году он уезжает в США, где остается на три года. Одно из лучших сочинений
- 14. Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936),
- 15. Бриттен знал, что многие считают оперу жанром умирающим, удерживающимся на сцене только благодаря публике, по традиции
- 16. Характер первой оперы Бенджамина Бриттена В городке (где происходит действие оперы) жизнь каждого из его жителей
- 17. Значение «Питера Граймса» в творческой биографии Бриттена "Питер Граймс" в первый раз в 1945 году поставлен
- 18. Резкий подъём после премьеры Через год Глайденбернский оперный театр, труппа которого вскоре получила наименование Малой оперной
- 19. Бриттен как бы воссоздает язык театра Пёрселла и Генделя, вызывающий прямые ассоциации со стилем оперного пересказа
- 20. Новые оперы становятся труднее и труднее… Год спустя после премьеры "Лукреции" Бриттен дирижирует премьерой новой своей
- 21. «Альберт Херринг» – потомок итальянской классической оперы. Музыка "Альберта Херринга" своей живостью, органичностью возникновения ансамблей, широкими
- 22. Историческая опера В начале XVIII века в низших слоях любителей театра, не допускавшихся в фешенебельные театральные
- 23. Опера «Билли Бэдд» За "Оперой нищих" последовал "Билли Бэдд". И здесь композитор обращается к сложному душевному
- 24. Главная мысль опер Бриттена Современная драма "Питер Граймс", античная трагедия "Поругание Лукреции", сатира на английское общество
- 26. Скачать презентацию
Слайд 2Я уже 8 лет занимаюсь музыкой: играю на фортепиано, сам пробую сочинять
Я уже 8 лет занимаюсь музыкой: играю на фортепиано, сам пробую сочинять
Слайд 3В Англии Бриттен -- национальный герой. Золотой век британской музыки отшумел слишком
В Англии Бриттен -- национальный герой. Золотой век британской музыки отшумел слишком
Бриттен никогда не был популярен в России. Однако тонкие музыканты, такие как Дмитрий Шостакович или Святослав Рихтер, дружившие с композитором, знали настоящую цену его таланта. Сейчас в России выпущены диски с музыкой композитора, прочитаны лекции, опубликованы научные статьи. Композитор написал 15 опер, столь же значимых для англичан, как для нас оперы Чайковского и Глинки. А некоторые из них -- "Питер Граймс" или "Поворот винта" -- стали уже оперной классикой.
Бриттен в России
С Д. Шостаковичем
Со С. Рихтером
Слайд 4Введение.
Почти в каждой работе о Бриттене рядом с ним упоминается имя Генри
Введение.
Почти в каждой работе о Бриттене рядом с ним упоминается имя Генри
Слайд 5Шли столетия после смерти "Британского Орфея",- как называли Пёрселла,- а страна, давшая
Шли столетия после смерти "Британского Орфея",- как называли Пёрселла,- а страна, давшая
Слайд 6Талант, проявившийся в детстве.
Бенджамин Бриттен родился
22 ноября 1913 года в Лоустафте
Талант, проявившийся в детстве.
Бенджамин Бриттен родился
22 ноября 1913 года в Лоустафте
(графство Суффолк), где получил первоначальное музыкальное образование. Он начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).
Уже в этих юношеских произведениях проявились черты, характерные для музыки Бриттена более позднего периода: самобытный мелодический дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классических форм.
Слайд 7Успех ранних сочинений.
Уже ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для
Успех ранних сочинений.
Уже ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для
Простая симфония просто на каждом шагу встречает вас необычной своеобразной гармонией. Созвучия, из которых она составлена, недоступны для классического восприятия музыки. Поэтому справедливо заметить, что «Простая симфония» сделала Бенджамина «английским Пикассо».
Слайд 8В начале творческого пути Бриттена привлекала преимущественно инструментальная музыка: симфонические сюиты, вариации,
В начале творческого пути Бриттена привлекала преимущественно инструментальная музыка: симфонические сюиты, вариации,
У Бриттена есть великолепная черта настоящего "ремесленника", не брезгующего никакой работой, ибо каждая, любая работа рождает творческие импульсы; он "набивает руку" на киномузыке, на оформлении радиопостановок, сочинении разного рода образцов "бытовой музыки".
Слайд 9…и в вокальном жанре
Вокальный жанр также определил дальнейшее творчество английского композитора.
Ряд
…и в вокальном жанре
Вокальный жанр также определил дальнейшее творчество английского композитора.
Ряд
и для голоса с фортепиано:
Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940);
Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945);
Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953);
Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958).
Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933),
Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942),
Венок колядок (The ceremony of carols, 1942),
Св. Николай (Saint Nicolas, 1948),
Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963).
В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.
Слайд 10Бриттен шёл своим путём
Ни в ранние годы, ни на более поздних
Бриттен шёл своим путём
Ни в ранние годы, ни на более поздних
В отличие от многих своих сверстников Бриттен никогда не увлекался погоней за "самым новым", равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений.
Он руководствуется прежде всего свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных "школ" нашего века.
Бриттен всегда больше ценил и ценит творческую искренность, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали.
Творческая
искренность
Схоластическая
догма
Слайд 11Бенджамин Бриттен позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, но
Бенджамин Бриттен позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, но
Слайд 12Любовь к родной английской музыке
Бенджамин Бриттен немыслим вне конкретной национальной среды, сформировавшей
Любовь к родной английской музыке
Бенджамин Бриттен немыслим вне конкретной национальной среды, сформировавшей
Между 1945 - 1948 годами он аранжирует английские народные песни и выпускает два сборника, а между ними - сборник французских песен. До этого он сочиняет "Канадский карнавал" для оркестра и Шотландскую балладу для двух фортепиано с оркестром. Но не только фольклорные истоки формировали его язык.
Слайд 13В 1939 году он уезжает в США, где остается на три года.
В 1939 году он уезжает в США, где остается на три года.
Общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетающим в своем искусстве страстную патетику с углубленным интеллектуализмом, сыграло свою роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результате привело его к оперному жанру. На многие годы опера становится для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта.
Слайд 14Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В
Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В
Бриттен
в Америке
Слайд 15Бриттен знал, что многие считают оперу жанром умирающим, удерживающимся на сцене только
Бриттен знал, что многие считают оперу жанром умирающим, удерживающимся на сцене только
Трудно предположить, что, принимаясь за свою первую оперу, композитор видел в перспективе последовавшие за нею еще более десятка опер разных жанров. Но легко представить себе, что Бриттен знал, как давно, как упорно бьются многие композиторы XX века над решением проблемы современной, новаторской оперы, способной захватить зал.
Слайд 16Характер первой оперы Бенджамина Бриттена
В городке (где происходит действие оперы) жизнь каждого
Характер первой оперы Бенджамина Бриттена
В городке (где происходит действие оперы) жизнь каждого
Бриттен не обвиняет и не защищает своего героя, а освещает его душевный мир, показывая, как страшна жизнь, способная изуродовать человека и через цепь несчастий увести его в ночной мрак бушующего океана, в небытие...
Слайд 17Значение «Питера Граймса»
в творческой биографии Бриттена
"Питер Граймс" в первый раз в
Значение «Питера Граймса»
в творческой биографии Бриттена
"Питер Граймс" в первый раз в
В "Питере Граймсе" впервые сказался талант Бриттена - музыкального драматурга. Он добивается постоянно растущего интереса слушателей путем необычного сопоставления эпизодов сольных, ансамблевых, хоровых; он прослаивает сценическое действие симфоническими интерлюдиями - антрактами, воздействующими с большой силой на слушателей. В шести интерлюдиях - "Рассвет", "Шторм", "Воскресное утро", "Зов моря", "Лунный свет", "Беспросветная ночь" - отражены драматургические вехи действия, его симфонические подтексты.
Слайд 18Резкий подъём после премьеры
Через год Глайденбернский оперный театр, труппа которого вскоре получила
Резкий подъём после премьеры
Через год Глайденбернский оперный театр, труппа которого вскоре получила
Царь Тарквиний надругался над Лукрецией. Она покончила с собой, будучи не в силах снести позора, В своей опере Бриттен, страстно негодуя, становится в защиту Лукреции. Одна из самых потрясающих сцен оперы разыгрывается в опочивальне. Против верной, любящей жены полководца Тарквиний обращает силу, низость, оружие. Композитор рассказывает о Лукреции музыкой колыбельной песни. В ней - сама чистота безмятежного детского сна. "Поругание Лукреции" - первая опера, в которой Бриттен обращается к камерному составу: шесть исполнителей сценических ролей, включая и второстепенные; тринадцать человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментирующий действие, предваряющий своими репликами сценические события. Но партии хора поручены... двум певцам: тенору и меццо-сопрано. Интересно, что двумя основными исполнителями "роли хора" в Малой оперной труппе были выдающиеся артисты Питер Пирс и Сильвия Фишер.
Слайд 19Бриттен как бы воссоздает язык театра Пёрселла и Генделя, вызывающий прямые ассоциации
Бриттен как бы воссоздает язык театра Пёрселла и Генделя, вызывающий прямые ассоциации
Бриттен в новой опере применял методы предшественников
Слайд 20Новые оперы становятся труднее и труднее…
Год спустя после премьеры "Лукреции" Бриттен
Новые оперы становятся труднее и труднее…
Год спустя после премьеры "Лукреции" Бриттен
Опера начинается сценой в доме леди Биллоус, где почтенная старая дама сообщает собравшимся о премии в двадцать пять фунтов для самой нравственной девушке города. Но ни одна из кандидаток не соответствует условиям конкурса. Тогда нарушают традицию: "Вместо Королевы изберем Короля!" Выбор падает на Альберта Херринга - добродетельного парня из овощной лавки. Торжественное вручение премии! И, наконец, развязка: через день после триумфа добродетели героя извлекают из придорожной канавы, куда он попал, навестив предварительно кабак и еще какие-то места, о которых в обществе говорят, не подымая глаз…
Слайд 21«Альберт Херринг» – потомок итальянской классической оперы.
Музыка "Альберта Херринга" своей живостью,
«Альберт Херринг» – потомок итальянской классической оперы.
Музыка "Альберта Херринга" своей живостью,
Слайд 22Историческая опера
В начале XVIII века в низших слоях любителей театра, не
Историческая опера
В начале XVIII века в низших слоях любителей театра, не
Нужно было обладать большой отвагой, чтобы на основе произведения двух английских авторов XVIII века написать новую редакцию, опирающуюся на мелодии Джона Пепуша. Новая "Опера нищих" Бриттена, разумеется, выходит за пределы редакционной правки музыки Пепуша. Она пересочинена и прокомментирована композитором XX века.
Слайд 23Опера «Билли Бэдд»
За "Оперой нищих" последовал "Билли Бэдд". И здесь композитор
Опера «Билли Бэдд»
За "Оперой нищих" последовал "Билли Бэдд". И здесь композитор
Интонации Билли Бэдда естественно слагаются в мелодические линии, родственные народным истокам. Боцман же пользуется очень ограниченным интонационным словарем речитативного характера. В репликах оркестра, сопровождающих "речь" боцмана, часто слышатся натуралистические подробности. Как и в "Питере Граймсе" перед нами герой, наделенный сложными, противоречивыми чертами, и потому его образ так жизненно правдив.
Оперы, в которых нет хора и балета, нет громоздкого симфонического оркестра, оперы, рассчитанные на самое портативное сценическое оформление,- это не выдумка Бриттена. Небольшие одноактные оперы-интермедии известны были еще в XVIII веке, во времена Перголези. В борьбе за жизненные судьбы оперы Бриттен на новой основе возрождает забытые традиции жанра, в наши дни не менее важного, чем в годы рождения "Служанки-госпожи" Перголези, одной из самых популярных по сей день опер-интермедий XVIII века.
Слайд 24Главная мысль опер Бриттена
Современная драма "Питер Граймс", античная трагедия "Поругание Лукреции",
Главная мысль опер Бриттена
Современная драма "Питер Граймс", античная трагедия "Поругание Лукреции",
Этический идеал Бриттена - гуманизм, но не та его разновидность, которая выражается пассивным сочувствием или столь же бездейственным порицанием зла. В творчестве Бриттена гуманизм сказывается в стремлении вовлечь самую широкую аудиторию в круг этических проблем, захватить ее, призвать к действенным формам борьбы со злом. (Ниже будут приведены произведения, факты, свидетельствующие о том, как творчески реагировал Бриттен на самые острые проблемы.
Негодование и глубокое сочувствие, ироническая улыбка и едкая сатирическая интонация, благоговение перед чистотой и пламенное обличение зла,- такова амплитуда душевных движений композитора, в каждом произведении занимающего ясную позицию - определенное отношение к героям музыкально-сценического действия.