Слайд 3Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность
нравственных
![Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-2.jpg)
законов, их непреложность.
Слайд 4
Пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов (по разным причинам)
![Пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов (по разным причинам)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-3.jpg)
и приходит к выводу, что любой отход приводит к деградации личности, человек лишается самого главного – смысла своего бытия.
Слайд 5Пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон, а на
![Пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон, а на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-4.jpg)
другую помещает попеременно человеческие соблазны.
Слайд 6В «Скупом рыцаре» – это власть.
Для Барона скупость и накопительство –
![В «Скупом рыцаре» – это власть. Для Барона скупость и накопительство –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-5.jpg)
не цель.
Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми.
Ему достаточно даже не самой власти, а осознание собственной силы, возможности того, что «стоить лишь захотеть…».
Слайд 7Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне.
Нравственные ценности замещаются
![Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-6.jpg)
у него жаждой власти.
Слайд 8В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, чувств – ни
![В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, чувств – ни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-7.jpg)
любви к сыну, к ближнему, ни сострадания.
Последние его мысли перед смертью о ключах.
Слайд 9«Ужасный век, ужасные сердца!»
![«Ужасный век, ужасные сердца!»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-8.jpg)
Слайд 10В «Моцарте и Сальери» это слава.
Сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув
![В «Моцарте и Сальери» это слава. Сальери всю жизнь добивается славы, но,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-9.jpg)
ее, понимает, что природа творчества иная – пример тому Моцарт.
Слайд 11Творчество, по Пушкину, это воплощение радости жизни, чувства полноты бытия.
Сальери свою творческую
![Творчество, по Пушкину, это воплощение радости жизни, чувства полноты бытия. Сальери свою](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-10.jpg)
деятельность подчинил совсем иному – для него главное не творчество, но то, что это творчество дает – успех, славу.
Жажда славы порождает в Сальери зависимость от толпы.
Слайд 12Сальери начинает завидовать Моцарту.
Моцарт создает гениальные произведения, но именно потому, что не
![Сальери начинает завидовать Моцарту. Моцарт создает гениальные произведения, но именно потому, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-11.jpg)
ставит своей целью славу и шумный успех.
Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери, и для Сальери представляется выход – отравить Моцарта.
Слайд 14Злодейство – результат ложного пути, результат нарушения нравственного закона.
![Злодейство – результат ложного пути, результат нарушения нравственного закона.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-13.jpg)
Слайд 15В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю
![В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-14.jpg)
личности.
Философия Дона Гуана – философия индивидуализма.
Он умело манипулирует сознанием людей.
Сцена явления Статуи Командора – высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.
Слайд 17«О, тяжело
пожатье каменной его десницы!»
![«О, тяжело пожатье каменной его десницы!»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-16.jpg)
Слайд 18В «Пире во время чумы» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов
![В «Пире во время чумы» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-17.jpg)
кладет смерть.
Осознание неизбежности смерти преследует всех живых существ.
Слайд 19Герои «Пира…» как бы задают самим себе и окружающим извечный вопрос: какой
![Герои «Пира…» как бы задают самим себе и окружающим извечный вопрос: какой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-18.jpg)
смысл этой жизни, если рано или поздно она все равно прекратится, все будет прах, все позабудется?
Слайд 20Герои веселятся, предаются разврату и пьянству, но во всем этом мало радости
![Герои веселятся, предаются разврату и пьянству, но во всем этом мало радости](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348686/slide-19.jpg)
– повсюду чувствуется смерть.
И основное, что заставляет их веселиться, - это страх смерти.
Их веселье – это не ощущение полноты жизни, радости бытия.