Слайд 2Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири. Населяют
Западное и Восточное Прибайкалье. Численность — 550–690 тыс. чел.
В России буряты проживают в Республике Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском округе на юго-востоке Иркутской области и бывшем Агинском Бурятском автономном округе в Читинской области.
Слайд 3Черты характера бурят
По воззрению бурят, настоящий мужчина обязан был обладать девятью мужскими
знаниями, умениями:
–должен быть метким стрелком;
–уметь натягивать тетиву лука;
–владеть искусством охотника;
–уметь плести восьмистержневую плетку;
–делать конские путы из сыромятной кожи;
–быть мастером по металлу;
–владеть приемами национальной борьбы;
–обладать знаниями обучения скаковой лошади;
–уметь укрощать необъезженных лошадей;
–переламывать кость одним ударом кулака.
Слайд 4Черты характера бурят
Главными и положительными чертами мужского характера считались мужественность и великодушие.
Душа мужчины должна «вмещать» в себя оседланного коня. О несдержанных и вспыльчивых людях обычно говорили: «неуравновешен, как женщина».
Слайд 5История формирования характера буряток
В истории бурятского народа женщина проявила себя в разных
ракурсах: она была воительницей, труженицей, общественным деятелем, шаманский дар позволял ей выступать в роли защитницы, но во все времена её образ всегда связывали с хранительницей очага, воспитанием детей. В традиционном миропонимании агинских бурят женщина во многом противопоставлена мужчине как отрицательное – положительному, как левое – правому. Она всегда должна была пропускать вперед мужчину. Еда всегда подавалась в первую очередь мужчине. Мужчине возбранялось заниматься домашней работой, аналогичным образом женщине запрещалось выполнять мужскую работу.
Слайд 6Черты характера бурятки
При патриархальном укладе бурят статус женщины в обществе был ниже
статуса мужчины, однако непосредственно в семье статус хозяйки дома был таким же высоким, как и хозяина – главы семьи.
По характеру бурятки игривые, словно дети. Но внутри есть стержень, если что-то решила, уже не передумает. Любят говорить только хорошее, долгие приветствия.
Слайд 7У бурят (и у женщин, и у мужчин) высоки в почёте неторопливость,
неспешность. Иногда это очень похоже на медлительность. По характеру буряты отличаются скрытностью, обычно они миролюбивые и кроткие, но мстительные и злые, если их оскорбить.
Слайд 8Традиционная одежда бурят
В традиционном понимании бурят обувь (гутал) соотносилась с мифологическим понятием
«нижний мир», халат (дэгэл) – со «средним миром», шапка (малгай) – «с верхним миром». Согласно этому необходимо одеваться снизу вверх: обувь, халат, затем шапка. Пуговицы (тобшо) также нужно начинать застегивать снизу.
Бурятская обувь зимой – унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость.
Слайд 9Традиционная одежда мужчины
Национальная одежда состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего
на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно, как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дэгэл стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани — дабы.
Слайд 10Традиционная женская одежда
Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается
кругом цветным сукном, на спине — вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.
Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах — огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей — «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.
Слайд 11Разделение обязанностей в традиционном народном бытовом укладе
Возглавлял патриархальную семью старший по возрасту
мужчина, обычно отец семейства. Он руководил всеми хозяйственными работами, распределял обязанности между членами семьи. Все члены семьи беспрекословно подчинялись ему. Когда отец достигал преклонного возраста главенство в семье переходило к старшему сыну, хотя официально главой семьи значился отец. Работы по домашнему хозяйству возглавляла старшая из женщин – мать. Она распоряжалась запасами продуктов, материалами для шитья одежды и обуви. Она вела все домашнее хозяйство, начиная с воспитания детей, распределения обязанностей между всеми женщинами семьи по заготовке запасов продуктов питания, приготовления пищи, заканчивая организацией работ по обработке шерсти, кожи, меха, шитья одежды.