Слайд 2Былины – произведения устного народного творчества. Они существовали испокон веков, правда, называли
![Былины – произведения устного народного творчества. Они существовали испокон веков, правда, называли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-1.jpg)
их в древности иначе, «старинами». Ходили бородатые старцы по лесам, по деревням и городам, и рассказывали нескончаемые истории о местах, в которых побывали; сражениях, о которых слыхали; о людях, которых знали. Каждый сказитель рассказывал по разному и разное. Правду ль, выдумку он говорил – никто не знал. Главное, чтобы звучало красиво и интересно.
Слайд 3Многие века былины никто не записывал, просто некому было, ведь грамотных людей
![Многие века былины никто не записывал, просто некому было, ведь грамотных людей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-2.jpg)
на Руси были единицы. Павел Николаевич Рыбников начал записывать былины в середине 19 века в нашем крае. Это стало одним из первых опытов записи былин не только у нас в Карелии, но и во всей России.
Слайд 4Павел Николаевич Рыбников приехал наши края не по своей воле. Царское правительство
![Павел Николаевич Рыбников приехал наши края не по своей воле. Царское правительство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-3.jpg)
выслало его в Петрозаводск за участие в студенческих демонстрациях. Это было весной 1859 года. Он поступил тут на службу, стал чиновником. Но эта работа его мало интересовала. Уже давно Рыбников увлекался сбором былин, сказок – устного народного творчества.
Слайд 5Однажды, путешествуя по Заонежью, Павел Николаевич попросился на ночлег в простую крестьянскую
![Однажды, путешествуя по Заонежью, Павел Николаевич попросился на ночлег в простую крестьянскую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-4.jpg)
избу. Гостеприимные хозяева накормили его ( «чем Бог послал») и уложили спать. И вдруг (ему показалось вначале, что это был сон) он услышал очень мелодичный, напевный голос. Кто-то пел – рассказывал старинную былину. Рыбников очень удивился, потому что, как и другие ученые-фольклористы, он думал, что народ уже забыл о них. Ведь последний раз былины слышали почти 100 лет назад. И было это в далекой Сибири, где их и записали. А оказалось, что былины знают, поют и теперь! И не в Сибири, а здесь, в Карелии, почти рядом с Петербургом.
Слайд 6Так П.Н. Рыбников познакомился с известным в Карелии сказителем Трофимом Григорьевичем Рябининым.
![Так П.Н. Рыбников познакомился с известным в Карелии сказителем Трофимом Григорьевичем Рябининым.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-5.jpg)
Долго он пел Рыбникову старинные былины о героях-богатырях. Об Илье –Муромце, победителе Соловья-Разбойника. О Добрыне Никитиче, который убил Змея Горыныча.
Слайд 7Потом Рыбников еще много путешествовал по Карелии. Он нашел других сказителей, записал
![Потом Рыбников еще много путешествовал по Карелии. Он нашел других сказителей, записал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-6.jpg)
сотни былин и другого фольклора. Получилось четыре толстые книги. То, что былины еще живы в Карелии , было замечательным открытием. И ссылка Рыбникова обернулась большой удачей для ученых-фольклористов. После Рыбникова многие ученые приезжали в Карелию, и снова находили и записывали новые, неизвестные былины, песни, сказки.
Слайд 8Карельские сказители стали широко известны в России. В Москве и Петербурге даже
![Карельские сказители стали широко известны в России. В Москве и Петербурге даже](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345386/slide-7.jpg)
организовывали выступления Т.Г. Рябинина и его сына Ивана. Сказитель В.П. Щеголенок также всегда собирал много слушателей. Особенно большой успех выпал на долю Ирины Андреевны Федосовой.
Былины не кончаются… Недаром наш край называют былинным.