Былины. Народный фольклор

Содержание

Слайд 2

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который
на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей..

Слайд 3

Былины обычно воспевают воинские  подвиги богатырей. Мы же поговорим о богатыре- пахаре, оратае

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же поговорим о богатыре- пахаре,
Микуле Селяниновиче.  Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.

Слайд 4

Как орет в поле оратай – посвистывает, А бороздочки он да пометывает, А

Как орет в поле оратай – посвистывает, А бороздочки он да пометывает,
пенья-коренья вывертывает, А большие-то каменья в борозду валит. У оратая кобыла соловая, Гужики у нее да шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота.

Слайд 5

Микула орет (пашет) сошкой. «Омешики на сошке булатные».
ОМЕЖА, омежь жен., 
У сохи, которой пашет

Микула орет (пашет) сошкой. «Омешики на сошке булатные». ОМЕЖА, омежь жен., У
Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.

Слайд 6

Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в

Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю
борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота». Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».

Слайд 7

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая.
в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.
Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться.

Слайд 8

А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
«Скачен жемчуг», или

А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. «Скачен
«скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри... что не скачен ли жемчуг рассыпаются».

Слайд 9

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты,

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты»
то есть каблуки?  «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – острые носы. 

У оратая сапожки зелен сафьян: Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати.
У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. САФЬЯН. Заимств. — через тюрк. посредство — из перс. яз., в котором переводится, как «крепкий, жесткий»

Слайд 10

А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли три меха»?.. Сравните пары

А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли три меха»?..
слов: стих – стишок, смех – смешок, мех – ? (Мешок.) Мех – мешок из шкур животных.

Слайд 11

А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати

А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса,
килограммам. Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола.

Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.
сля́га́ "тонкое, длинное бревно, рычаг", арханг., слега́ – то же (Даль), слёга "тонкая, длинная жердь", донск. (Миртов),.

Слайд 12

Два глагола – пахать и орать в значении «взрыхлять землю» – сосуществуют в большинстве тех мест, где известен глагол орать. Являются ли

Два глагола – пахать и орать в значении «взрыхлять землю» – сосуществуют
они синонимами?          Как правило, под хлебные злаки землю обрабатывали два-три раза, особенно это требовалось для озимой ржи и пшеницы. Поэтому при употреблении в одном говоре обоих глаголов один из них может означать первичную вспашку, и даже процесс поднятия целины, а другой – вторичную пахоту или пахоту по третьему разу. В ряде мест глагол пахать имеет значение «возделывать какую-либо определенную культуру», например: бывало, пахали белую свеклу, раньше лен пахали, жито. 

Слайд 13

        Возможно, вы знаете, что наши предки обрабатывали землю простейшими орудиями: ралом, сохой, косулей (один из видов

Возможно, вы знаете, что наши предки обрабатывали землю простейшими орудиями: ралом, сохой,
сохи), плугом. И вот, оказывается, в говорах наблюдается разная сочетаемость слов: один глагол употребляется, когда речь идет об одном орудии, а другой – о другом. Так, в ряде мест орут сохой, а пашут плугом, в других же районах наоборот: орут плугом,, а пашут сохой(подобный пример находим в Словаре В. И. Даля). 

Слайд 14

 В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве . Тогда по русской земле редко ратаеве кикахуть…

В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве . Тогда
[покрикивали]. Вспомним и крылатое выражение из Библии: «…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве. 

Слово о полку Игореве

Слайд 15

Предположительно произошли от одной основы: СОХА. Общеслав. Основа та же, что в посох,

Предположительно произошли от одной основы: СОХА. Общеслав. Основа та же, что в
сук, латышск. saka "развилка у дерева", н.-перс. šax "ветка, сук, рог" и т. д. Исходное значение — "развилка, вилы, рога" (ср. сохатый — "с рогами (олень, лось)
ПОСОХ. Искон. Преф. производное от несохранившегося сохъ (ср. вариант ж. р. соха). Исконно — "палка с загнутым концом" (одним, а не двумя, как у сохи).

Слайд 16

Братина (братыня)

Братина (братыня)

Слайд 18

Гусли и гудок

Гусли и гудок

Слайд 19

Спасибо за просмотр!

Спасибо за просмотр!
Имя файла: Былины.-Народный-фольклор.pptx
Количество просмотров: 145
Количество скачиваний: 0