Часть 3 ЕГЭ по русскому языку Формулировка проблемы

Содержание

Слайд 2

Можно выделить следующие этапы работы по написанию сочинения: 1) ознакомление учащихся с требованиями

Можно выделить следующие этапы работы по написанию сочинения: 1) ознакомление учащихся с
к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия; а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы; б) комментарий, виды комментария, способ оформления; в) выявление позиции автора и способы ее оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов; 3) работа над композицией сочинения; 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Слайд 3

Ключевые вопросы

• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему

Ключевые вопросы • Что такое проблема? • Как выявить проблему текста? • Как сформулировать проблему текста?
текста?

Слайд 4

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Например:

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Например:
проблема сохранения окружающей среды,
проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Слайд 5

КАТЕГОРИИ (ВИДЫ) ПРОБЛЕМ:

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

КАТЕГОРИИ (ВИДЫ) ПРОБЛЕМ: Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества,

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Слайд 6

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос.

Что делать, когда очень

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Что делать, когда
одиноко?
Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.
(В.К. Харченко)

Слайд 7

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень
одиноко?

Автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.
Однако текст скорее всего не так прост с точки зрения замысла автора и его реализации.
Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Слайд 8

Определяя проблему, задумаемся

Каким образом содержание текста касается вас, других людей,

Определяя проблему, задумаемся Каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего
всего человечества?
Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.
Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Слайд 9

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском,

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются
соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

Слайд 10

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого
поколения.

Автора волнуют следующие вопросы:
как следует воспитывать детей?
Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?
В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Слайд 11

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте
может быть затронуто несколько проблем.

Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему
и
сделать ее основой своего сочинения.

Слайд 12

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем. Зоя Лещева
всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
– Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
Да здравствует наша веротерпимость!
Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А.И. Солженицыну)

Слайд 13

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура
ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора:
архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы.
МГБ – Министерство государственной безопасности.
Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не все видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети – хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.
В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы.

Слайд 14

Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

как и во всей книге,

Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте? как и во всей
здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).
вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).
история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).
Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

Слайд 15

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать.
Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая:
автор размышляет над проблемой воспитания;
в тексте поднимается проблема одиночества;
текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:
Каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина.
Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?
Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

Имя файла: Часть-3-ЕГЭ-по-русскому-языку-Формулировка-проблемы.pptx
Количество просмотров: 222
Количество скачиваний: 0