Содержание
- 2. «Студент» был написан Чеховым на творческом рубеже , когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов,
- 3. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок? Каковы ассоциации, связанные с этими словами?
- 4. Куда и откуда идет герой? Одинаково ли настроение героя в начале и в конце рассказа? Попытаемся
- 6. В размышлениях героя упоминается три исторических лица: Рюрик, Иоанн Грозный и Петр – фигуры символические. С
- 7. О чем размышляет Иван? Что принесли эти исторические лица народу, родине? Что-нибудь изменилось? Рядом с именами
- 8. В какой день происходит действие рассказа? Почему Иван идет к костру? Что подчеркивает писатель в облике
- 9. Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком? Можем
- 10. Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице? Когда, под влиянием чего возникло единение героинь? Для
- 11. Как изменилось душевное состояние юноши? Изменился ли предметный мир вокруг, быт? Что помогает народу выжить в
- 13. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
- 14. Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно здесь - в русском селе,
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2«Студент» был написан Чеховым на творческом рубеже , когда писатель уже отошел
«Студент» был написан Чеховым на творческом рубеже , когда писатель уже отошел
Слайд 3Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок? Каковы ассоциации,
Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок? Каковы ассоциации,
Что означает имя главного героя? Почему Чехов взял для своего героя именно это имя?
“Вечером” — вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Сумерки и ночь — движение в темноту, пустоту, безжизненность.
“Студент” — это стремление познавать и познать; студент — человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания. Герой рассказа — студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.
Иван — (Иоанн)“Бог милует”
Слайд 4Куда и откуда идет герой?
Одинаково ли настроение героя в начале и
Куда и откуда идет герой? Одинаково ли настроение героя в начале и
Слайд 6В размышлениях героя упоминается три исторических лица: Рюрик, Иоанн Грозный и Петр
В размышлениях героя упоминается три исторических лица: Рюрик, Иоанн Грозный и Петр
С именем легендарного варяжского (скандинавского) князя Рюрика историки связывают возникновение Киевской Руси – восточнославянского государства, с которого и началась история России.
Иоанн Грозный - лицо, олицетворяющее одновременно и величие, и страдания народа в эпоху Московского царства – Третьего Рима. Пётр I – символ новой России - Российской империи.
Эти деятели олицетворяют собой всю тысячелетнюю историю России.
Слайд 7О чем размышляет Иван?
Что принесли эти исторические лица народу, родине?
Что-нибудь
О чем размышляет Иван?
Что принесли эти исторические лица народу, родине?
Что-нибудь
Рядом с именами великих деятелей русской истории стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями.
Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Это открытие леденит душу и сердце героя. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающийся: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира?
Тоска, безысходность, уныние – так можно описать состояние юноши. Герой впадает в уныние.
Слайд 8В какой день происходит действие рассказа?
Почему Иван идет к костру?
Что
В какой день происходит действие рассказа?
Почему Иван идет к костру?
Что
Как вы думаете, почему автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей?
О чем рассказывает Иван?
Стоит обратить внимание на символическое значение образа двух вдов. Эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим [4] .
Не случайно именно в разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра.
Слайд 9Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе?
Было ли отречение
Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе?
Было ли отречение
Можем ли мы сказать, что Ивану близок Петр?
Петр отрекся от Христа.
Было ли отречение Петра сознательным поступком?
Иван увидел в Петре усталого, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом “очнулся”. Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Ивану близок Петр, потому что он так же как и Петр усомнился в силе Христа. Иван Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли - разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр? А когда раскаялся, поверил в необходимость данного миропорядка.
Почему такой миропорядок необходим?
Слайд 10Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
Когда, под влиянием чего
Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
Когда, под влиянием чего
Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра, едва ли можно назвать проповедью. Здесь, скорее, что-то напоминающее исповедь, покаяние… Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья; их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.
Слайд 11Как изменилось душевное состояние юноши?
Изменился ли
предметный мир вокруг, быт?
Что помогает
Как изменилось душевное состояние юноши?
Изменился ли
предметный мир вокруг, быт?
Что помогает
выжить в этом
страшном мире?
Слайд 13В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Слайд 14 Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно
Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно
Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Пессимистическое настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной.