Чехов знакомый и незнакомый

Содержание

Слайд 2

Литература спасает людей.
С её помощью личное воспринимается как часть общего и

Литература спасает людей. С её помощью личное воспринимается как часть общего и
целого.
Человек потому и есть человек, что располагает способностью
переживать в душе художественный мир как свой.
В. И. Мильдон

Слайд 3

Технология личностно ориентированного образования на уроке литературы.

Технология личностно ориентированного образования на уроке литературы.

Слайд 4

Модули личностно ориентированного урока литературы:

образный (эмоциональное состояние школьников под влиянием художественного образа);
персонифицированный

Модули личностно ориентированного урока литературы: образный (эмоциональное состояние школьников под влиянием художественного
(эмоционально-ценностное отношение ученика к произведению);
смысловой (идентификация смысловых откровений культуры и субъективного опыта ученика);
действенный (сопереживание идеалам искусства слова, принятие культурных ценностей как личностных, так и социально значимых).

Слайд 5

Идея
произведения

Целостный (комплексный) анализ художественного текста

Название

Тема

Лексико-семантические
доминанты текста
(ключевые слова)

Эпиграф

Образ рассказчика

Жанр

Композиция

Конфликт

Сюжет

Речевая характеристика

Идея произведения Целостный (комплексный) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста

героев
Изобразительно-выразительные средства
и стилистические фигуры: анафора,
эпифора, градация, лексическое кольцо,
риторические вопросы, восклицания,
антитеза, параллелизм

Проблематика (нравственная, гражданская, социальная, психологическая, педагогическая, утопическая, философская)

Художественное время
(реальное, историческое,
мифологическое )

Художественные детали (внешности, интерьера,
пейзажа, обстановки)

Художественная функция звука и цвета
в произведении

Художественное пространство (реальное, условное,
сжатое, объемное, ограниченное (бытовое),
безграничное, замкнутое, разомкнутое )

Авторские оценки описываемых
событий и персонажей

Образ автора

Тональность

Прямые:
лирические, философские,
реплики автора, вставки;
обращения к читателю;
присутствие образа автора

Косвенные:

пейзаж

художественная деталь

портрет

сны

литературные реминисценции

интерьер

«говорящие» фамилии

Речевой строй
произведения

Слайд 6

Тема урока:
«В творческой
мастерской
А. П. Чехова»

Тема урока: «В творческой мастерской А. П. Чехова»

Слайд 7

Россия Чехова долго не забудет, долго будет учиться понимать жизнь по его

Россия Чехова долго не забудет, долго будет учиться понимать жизнь по его
писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его
рассказам, пропитанным глубоким
знанием жизни … и состраданием
к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который всё понимает.
А.М. Горький

Слайд 8

Рассказ А.П. Чехова «Казак»
опубликован в
«Петербурской газете»
13 апреля

Рассказ А.П. Чехова «Казак» опубликован в «Петербурской газете» 13 апреля 1887г. Светлый
1887г.

Светлый праздник приходит на Землю,
Мир и счастье несёт нам он,
И со всех колоколен окрестных
Слышен чистый, кристальный звон…
Пусть же радость поселится в сердце,
Отразится в нём свет небес.
Ясных дней вам и новой надежды,
Потому что
Христос воскрес!
Лидия Чарская

Слайд 12

«Пасха новозаветная – высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник –

«Пасха новозаветная – высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник –
Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи».
«Библейская энциклопедия» (554 – 555 с.).

Слайд 13

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
Словарь синонимов

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный. Словарь синонимов (с. 162).
(с. 162).

Слайд 14

Разговеться – разрешить себе скоромную пищу, поесть после Поста. По старинному обычаю,

Разговеться – разрешить себе скоромную пищу, поесть после Поста. По старинному обычаю,
на Пасху весь дом, и с чадами, и домочадцами разговляются».
Скоромная пища – мясо, молоко, масло,
яйца.
Толковой словарь живого великорусского языка
В.И. Даля (т.4, с.22).

Слайд 16


« Высокое и совсем небесное звание есть – христианин! Нет

« Высокое и совсем небесное звание есть – христианин! Нет большего, высшего,
большего, высшего, почтеннейшего, славнейшего имени под небесами, как христианин. Само высокое звание «христианин» обязывает благочестивой жизни. Христианское имя без христианской жизни есть лицемерие».
Иоанн Маслов,
автор «Симфонии по творениям
святителя Тихона Задонского».

Слайд 17

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность,

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность,
- так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал… День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».
Н.В. Гоголь
Из статьи «Светлое Воскресение»

Слайд 18


«Всякий человек друг другу есть ближний: разумный - невежде, молодой

«Всякий человек друг другу есть ближний: разумный - невежде, молодой и здоровый
и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный -беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».
«Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского» (с. 480)

Слайд 19

«… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и

«… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и
вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Евангелия от Матфея (гл. 25):

Слайд 20

Композиция рассказа «Казак»

Композиция рассказа «Казак»

Слайд 21

Дорога становится художественным средством в развитии темы жизненного пути, нравственного выбора

Дорога становится художественным средством в развитии темы жизненного пути, нравственного выбора ведущих персонажей.
ведущих персонажей.

Слайд 22

«Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и

«Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому.
другому. Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.
Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».
Антоний Сурожский. Из книги «О встрече»

Слайд 23

«В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь

«В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой
человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».
Феофан Затворник
Имя файла: Чехов-знакомый-и-незнакомый.pptx
Количество просмотров: 329
Количество скачиваний: 0