Слайд 2Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С.Пушкин
Слайд 3ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ
(1744-1792 гг.) -драматург, прозаик.
Слайд 4Родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в
гимназии при Московском университете, а в 1761—1762 году — на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
Слайд 5Дворянин по происхождению, Фонвизин десяти лет поступил в только что открывшуюся при
Московском университете гимназию. В 1760 г. в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета — М.В. Ломоносовым.
Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени — Державиным, Херасковым, Княжниным...
Слайд 6Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII в. Пытливый и остроумный
человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени. Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури.
Слайд 7В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...»
(1769 г.) — сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры.
В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766—1769 гг.).
Слайд 8Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и
эпоса прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками - авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.
Слайд 9Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те
или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей.
Сатира (от лат. sature— смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждающий посредством осмеяния человеческие пороки или несовершенство человеческой жизни
Слайд 10В своем самом значительном произведении — комедии «Недоросль» (1781 г.)— Фонвизин указывает
на корень всех бед России — крепостное право.
Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои — просвещенные дворяне — не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых
представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.
Слайд 11Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна
и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» — «... истинно общественная комедия».
В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений. На них с раздражением отвечала сама императрица.
Слайд 12Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до
самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя — русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.
Слайд 13Фонвизин — крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии. С
именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А.С.Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения, борца с крепостничеством, назвал его «другом свободы».
Слайд 14Характеристика – описание живого лица и характера, т.е. устойчивых особенностей человека, зависящих
от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.