Что такое пленэр (лекция)

Содержание

Слайд 2

Что такое пленэр

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе»)

Что такое пленэр Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом
— термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы[1]. Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении[2]. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Хотя, вообще говоря, на пленэре может использоваться любая техника, живопись на пленэре имеет ряд особенностей, присущих именно пленэру и связанных с ограниченным временем выполнения работы.

Слайд 3

Когда появился пленэр

Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону

Когда появился пленэр Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря
Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Слайд 4

Особенности пленэрной живописи

Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре. Известный

Особенности пленэрной живописи Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре.
художественный критик Ж.- Л. Кастаньяри писал:
«Они [импрессионисты] воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка… Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием… Они являются импрессионистами в том смысле, что воспроизводят не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое данным пейзажем… Таким образом, они отходят от действительности и полностью переходят на позиции идеализма».
Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин. Художники-импрессионисты старались как можно точнее передать собственные впечатления от окружающего мира — ради этой цели они отказались от существовавших академических правил живописи и создали свой, отличный метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето-воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве:
«Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений»[3].
В современное время обучение пленэру часто становится одним из основополагающих элементов в обучении живописи в различных, художественно образовательных учреждениях и является частью живописи с натуры.

Слайд 5

Интересные факты

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили

Интересные факты Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники
краски в своих мастерских сами.
Для удобства переноски мольберта художники стали изобретать более удобные и компактные способы, так появились первые этюдники для занятий живописью.

Слайд 6

Галерея

Камиль Писсарро, 1872 г., «Деревушка близ Понтуаза», масло на холсте, частная коллекция

Галерея Камиль Писсарро, 1872 г., «Деревушка близ Понтуаза», масло на холсте, частная коллекция

Слайд 7

Галерея

Клод Моне, 1887 г., «В лесу в Живерни, Бланш Ошеде Моне за

Галерея Клод Моне, 1887 г., «В лесу в Живерни, Бланш Ошеде Моне
мольбертом с читающей Сюзанной Ошеде», масло на холсте, Музей искусств округа Лос-Анджелес

Слайд 8

Галерея

Поль Сезанн, ок. 1897 г., «Вид на гору Сент-Виктуар из карьера Бибемус»,

Галерея Поль Сезанн, ок. 1897 г., «Вид на гору Сент-Виктуар из карьера
масло на холсте, Балтиморский художественный музей

Слайд 9

Галерея

Пьер Огюст Ренуар, ок. 1888-89 гг. «Гора Сент-Виктуар», масло на холсте, Художественная

Галерея Пьер Огюст Ренуар, ок. 1888-89 гг. «Гора Сент-Виктуар», масло на холсте, Художественная галерея Йельского университета
галерея Йельского университета

Слайд 10

Исаак Ильич Левитан 1860 – 1900 русский художник, мастер «Пейзажа настроения»

Левитан запечатлел в

Исаак Ильич Левитан 1860 – 1900 русский художник, мастер «Пейзажа настроения» Левитан
картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца. С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Слайд 11

Галерея

Галерея

Слайд 12

Пишем пейзаж по фотографии

Пишем пейзаж по фотографии

Слайд 13

Материалы для работы над живописным этюдом

Акварельные краски «Белые ночи»

Маскирующая жидкость для акварели

Бумага

Материалы для работы над живописным этюдом Акварельные краски «Белые ночи» Маскирующая жидкость
акварельная формат А3

Слайд 14

Этапы

1. Карандашом наносим лёгкий рисунок пейзажа, продумывая композицию.

2. Упавшее дерево, ствол и

Этапы 1. Карандашом наносим лёгкий рисунок пейзажа, продумывая композицию. 2. Упавшее дерево,
ветви покрываем маскирующей жидкостью.

3. Обильно смачиваем лист водой .

1.

2.

3.

Слайд 15

Этапы

4. Пишем фон не обращая внимания на упавшее дерево, сверху вниз.

5. После

Этапы 4. Пишем фон не обращая внимания на упавшее дерево, сверху вниз.
высыхания формата снимаем маскирующую жидкость. Трем пальчиком как стёркой.

6. Прописываем дерево передавая свет и тень.

4.

5.

6.

Имя файла: Что-такое-пленэр-(лекция).pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0