Деструктивные культы и общество: симбиоз или паразитизм

Содержание

Слайд 2

Вершинин Михаил Валерьевич

32 года, г. Самара

Социальный психолог
Правовое и психологическое консультирование
жертв деструктивных

Вершинин Михаил Валерьевич 32 года, г. Самара Социальный психолог Правовое и психологическое
культов, сект и радикальных
организаций
Свыше 700 часов включенного наблюдения внутри
культов и радикальных организаций
2 высших гуманитарных образования, 2 европейских
бизнес сертификации (маркетинг и управление
проектами) + грамоты от УФСБ и МинЮста по СО.
Член международной ассоциации по изучению
культов «ICSA» (International Cultic Studies Association, USA),
Европейской Федерации центров изучения и информирования о сектантстве
(FECRIS, Fédération Européenne des Centres de Recherche et d'Information sur
le Sectarisme, EU), Российского психологического общества.

Слайд 3

О чем мы будем говорить?

Виды культов

Кого вербуют? Кто вербует?

Информационная пирамида, двойная мораль

О чем мы будем говорить? Виды культов Кого вербуют? Кто вербует? Информационная
и иерархия в культе

2 стадии развития культов

Фобии и проблемы при «выходе» из культа

Кто такие «консультанты по выходу»?

Слайд 4

О чем мы будем говорить?

Специфика консультирования "жертв психологического насилия"

Где заканчивается свобода
вероисповедания

О чем мы будем говорить? Специфика консультирования "жертв психологического насилия" Где заканчивается
и начинается
психологическое насилие

Государство и культы

СМИ и культы

Традиционные религии и культы

Сколько стоит стать хорошим специалистом?

Слайд 5

Сколько деструктивных культов и сект в РФ?

Сколько деструктивных культов и сект в РФ?

Слайд 6

Проблематика

От 1 500 000 до 5 000 000 россиян, состоят
или состояли

Проблематика От 1 500 000 до 5 000 000 россиян, состоят или
в тех или иных деструктивных группах.

Практически все международные и крупные российские деструктивные культы имеют свои филиалы или группы в городах с населением свыше 300 000 человек.

Оборот «серых денег» некоторых небольших локальных психокультов в г. Самаре (1 300 000 жителей) превышает 2 миллиона долларов в год.

В течение полугода члены семьи «жертвы», становятся членами культа или семья распадается.

Слайд 7

Самарская область не исключение!

У нас действуют практически все крупные западные культы

Расположены (или

Самарская область не исключение! У нас действуют практически все крупные западные культы
располагались) региональные
и всероссийские управленческие
центры крупнейших культов

Десятки компаний и организаций
применяют культовые доктрины к своим сотрудникам

Часть культов действующих на территории области
ориентированы только на молодежь

Слайд 8

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе

Слайд 9

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе

Любой обмен информацией в

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе Любой обмен информацией в
культе построен с учетом иерархии и структуры организации.
В классическом понимании это всегда пирамида с иерархической лестницей, где обмен информацией направлен сверху вниз, а сама информация отличается от уровня ее использования.

Слайд 10

«Вовлекаемый» в культ пользуется только внешней информацией, которая носит «позитивный рекламный характер».

«Вовлекаемый» в культ пользуется только внешней информацией, которая носит «позитивный рекламный характер».
Вся информация, транслируемая во вне культа, носит «заряженный позитивом характер». При этом «информация» практически не соответствует действительности и является обыкновенной пропагандой. Важно вовлечь под любым предлогом в процесс индоктринации.
«Последователь» уже имеет понятие, что есть «знания» которые «вовлекаемый» еще не готов усвоить, т.к. находится под влиянием «зла» (можно вставить любое другое слово: язычник, инопланетян, и т.п.). Начинает применятся механизм «малой лжи», когда можно обмануть (манипулировать), что бы «спасти» (вовлечь).

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе

Слайд 11

а) пирамида иерархий и правды - она взаимосвязана и рядовые «последователи» не

а) пирамида иерархий и правды - она взаимосвязана и рядовые «последователи» не
знают, что знают вышестоящие и нет свободного обмена информацией;
б) внешняя и внутренняя правда - они прекрасно разделяют «правду» для язычников и правду для

Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе

Необходимо учитывать аспекты вербовочной деятельности:

«братьев», обман язычников это благо для их спасения;
в) «гибкая правда» для вербовки – «Мы говорим, пока Вы слушаете».
Чем выше по иерархии находится индивид, тем больше информация начинает делиться на уровни. Один уровень для внешнего окружения, другой для последователей, а третий для управления «бизнесом».

Слайд 12

2 стадии развития культов

2 стадии развития культов

Слайд 13

2 стадии развития культов

Большинство культов в своем развитии неминуемо проходят две хорошо

2 стадии развития культов Большинство культов в своем развитии неминуемо проходят две
различимые стадии, что свидетельствует о том, что это расчленение определяется механизмами функционирования любых авторитарных структур, а не учением конкретного «гуру». Похожесть этих стадий у различных групп демонстрирует также, что лидер любого культа вступает на определенный путь, свернуть с которого крайне трудно, а скорее всего — просто невозможно.

Данная модель двух стадийного развития культа, как организации позаимствована из труда Джоэла Крамера и Дианы Олстед (американские социальные психологи) «Маски авторитарности: Очерки о гуру».

Слайд 14

Теория диссонанса Фестингера и адаптированная BITE-модель Хассена

Теория диссонанса Фестингера и адаптированная BITE-модель Хассена

Слайд 15

Теория диссонанса Фестингера и адаптированная BITE-модель Хассена

Основу BITE модели контроля сознания составляет

Теория диссонанса Фестингера и адаптированная BITE-модель Хассена Основу BITE модели контроля сознания
теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Диссонанс – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями.
Суть данной теории сводится к следующему: человек может выдержать лишь небольшие расхождениям между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями.
Люди стремятся к тому, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались. Психологические исследования показали, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Известно, когда мысли, поведение, чувства человека меняются, меняется его личность.
Имя файла: Деструктивные-культы-и-общество:-симбиоз-или-паразитизм.pptx
Количество просмотров: 91
Количество скачиваний: 0