Детские портреты в живописи

Содержание

Слайд 2

Издавна люди стремились оставить образ своего ребенка «в веках». Благодаря портретам художников,

Издавна люди стремились оставить образ своего ребенка «в веках». Благодаря портретам художников,
спустя столетия, на нас смотрят глаза ребенка.

Слайд 3

Дети смотрят на нас
голубыми глазами.
Дети плачут о нас
горевыми слезами.

Дети смотрят на нас голубыми глазами. Дети плачут о нас горевыми слезами.

Дети смотрят на нас.
Дети каждый твой шаг
подглядят и обсудят,
вознесут до небес
или твердо осудят.
Дети смотрят на нас.
Обмануть — не моги,
провести — и не пробуй
этот взгляд, что пурги
зауральской
суровей.
Дети смотрят на нас.
Борис Слуцкий
1971

Слайд 4

Рельеф Эхнатон с  дочерьми

Изображения детей в живописи появляются, начиная с Древнего Египта.

Рельеф Эхнатон с дочерьми Изображения детей в живописи появляются, начиная с Древнего Египта.

Слайд 5

Фреска с  дочерьми Эхнатона

Фреска с дочерьми Эхнатона

Слайд 6

Фаюмские портреты создавали древние римляне, жившие в египетской провинции. Эллины, обосновавшиеся в

Фаюмские портреты создавали древние римляне, жившие в египетской провинции. Эллины, обосновавшиеся в
Египте в период 1 века до н.э. - 3 века н.э., использовали такие портреты в своём погребальном культе – они помещались на крышке саркофага. На данный момент известно 800 фаюмских портретов, и среди них встречаются детские.

Слайд 7

В эпоху христианского Средневековья темы для детских портретов сузились буквально до нескольких

В эпоху христианского Средневековья темы для детских портретов сузились буквально до нескольких
персонажей, но в целом изображения детей стали появляться в живописи куда чаще.

Барнаба да Моден (1328/1330— после 1386 г.). Мадонна с младенцем

Слайд 8

В России этот период носил те же черты, за исключением небольших отличий

В России этот период носил те же черты, за исключением небольших отличий
в иконографии – в православии был принят византийский канон. Вплоть до XVII века на Руси практически единственным сюжетом с изображением ребёнка был образ Богоматери с младенцем Иисусом на руках. На таких иконах Иисус ― не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый.

Владимирская икона Божией Матери

Слайд 9

Возрождение стало переломным этапом для всего искусства в целом. Смена мировоззрения поставила

Возрождение стало переломным этапом для всего искусства в целом. Смена мировоззрения поставила
в центр мира человека, и жанр портрета резко начал набирать популярность. Художники писали мадонну с младенцем, но список сюжетов значительно расширился.

Леонардо да Винчи. Рисунок

Рафаэль. Сикстинская мадонна

Слайд 10

Живописный детский портрет эпохи Возрождения имеет два типа композиции: либо ребенка изображали

Живописный детский портрет эпохи Возрождения имеет два типа композиции: либо ребенка изображали
со взрослыми, либо его изображение было единичным и выполнялось как на "взрослом" портрете поясной композиции. Мастером портрета был итальянский живописец Агноло Бронзино (1503-1572), дети на его полотнах изящны и непосредственны. Особенно великолепна галерея портретов детей Медичи.

Агноло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской. 1545.

Агноло Бронзино. Портрет Биа Медичи, дочери Козимо. 1542.

Слайд 11

 Жанр портрета продолжал процветать. И детский портрет – не исключение. Детские портреты

Жанр портрета продолжал процветать. И детский портрет – не исключение. Детские портреты
писали Рембрандт (1606-1669)– непревзойдённый мастер психологизма и Рубенс(1577-1640) – удивительный колорист, тонко подмечающий всю красоту человеческого тела.

 Рембрандт. Портрет мальчика. 1663  

Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс. 1616

Слайд 12

Испанский художник-портретист Диего Веласкес (1599-1660) известен своими портретами испанской инфанты.

Д. Веласкес. Инфанта

Испанский художник-портретист Диего Веласкес (1599-1660) известен своими портретами испанской инфанты. Д. Веласкес.
Маргарита.   

 Д Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом.

Слайд 13

Жан-Батист Грез (1725 - 1805) — французский художник, великолепный портретист и жанрист,

Жан-Батист Грез (1725 - 1805) — французский художник, великолепный портретист и жанрист,
оставил нам трогательные детские портреты, которые неизменно вызывают в зрителях самые теплые чувства. 

Слайд 14

В XVII веке начинают происходить изменения и в русском искусстве. Помимо традиционных

В XVII веке начинают происходить изменения и в русском искусстве. Помимо традиционных
икон художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» ― портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного, и дети на них по-прежнему выглядят как «уменьшенные» взрослые.

Неизвестный художник. Нарышкина с девочками

Слайд 15

 Большое влияние на русское искусство оказал художник Луи Каравак (1684 – 1754) -

Большое влияние на русское искусство оказал художник Луи Каравак (1684 – 1754)
уроженец законодательницы мод Франции. Художник с 1716 года проживал в России. Создал портреты монархов и несколько прелестных детских портретов.

Луи Каравак. Портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны (1722?).

Слайд 16

Уже в конце XVIII - начале XIX веков свои великолепные детские портреты

Уже в конце XVIII - начале XIX веков свои великолепные детские портреты
писали Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский.

ДД. Левицкий. Портрет Великой княгини Елены Павловны.  

В. Боровиковский. Портрет А.Безбородько с дочерьми.

Слайд 17

XIX век стал временем экспериментов. Рождаются целые новые течения. Самое известное и

XIX век стал временем экспериментов. Рождаются целые новые течения. Самое известное и
узнаваемое из них – импрессионизм, который подарил нам целую галерею потрясающих своей искренностью образов: яркие и наивные детские портреты Писсарро, невесомые картины Моне, пышные полотна Ренуара…

   Камиль Писсарро. Портрет Жанны.  1898  

Пьер Огюст Ренуар. Ребёнок с кнутиком.1885.

Слайд 18

Начало XX века принесло с собой ещё больше разнообразия – постимпрессионизм, фовизм,

Начало XX века принесло с собой ещё больше разнообразия – постимпрессионизм, фовизм,
экспрессионизм, кубизм и другие новаторские течения захлестнули художественное пространство.

Поль Гоген. Портрет двух детей. 1889

Поль Гоген. Дети художника. 1884

Слайд 19

В России XIX век также был отмечен небывалым подъёмом искусства - “золотой

В России XIX век также был отмечен небывалым подъёмом искусства - “золотой
век” русской культуры, прекрасная александровская эпоха и пышные портреты Карла Брюллова (1799 -1852), с детьми, укутанными в шёлковые наряды.

К. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

К. Брюллов. Всадница

Слайд 20

Одним из лучших детских портретов русской живописи является портрет мальчика Челищева Ореста

Одним из лучших детских портретов русской живописи является портрет мальчика Челищева Ореста Кипренского (1808 г.)
Кипренского (1808 г.)

Слайд 21

 К концу ХIХ в. помпезность парадных портретов постепенно сходит на нет. Наступает

К концу ХIХ в. помпезность парадных портретов постепенно сходит на нет. Наступает
эпоха критического реализма, безжалостно показывающая тяжелые судьбы обычных людей – детей, родившихся не в шёлковых пелёнках. Одним из самых ярких примеров стала знаменитая «Тройка» живописца Василия Перова (1834 -1882) .

Слайд 22

Более 20 детских портретов написал В.А. Тропинин (1776-1857)

Более 20 детских портретов написал В.А. Тропинин (1776-1857)

Слайд 23

Великолепным знатоком детской психологии и мастером детского портрета был И.Е. Репин (1844-1930).

 Портрет

Великолепным знатоком детской психологии и мастером детского портрета был И.Е. Репин (1844-1930).
дочери художника Веры, или «Стрекоза», 1884 г.

Слайд 24

Последние десятилетия XIX принесли в русское искусство ещё больше разнообразия – от

Последние десятилетия XIX принесли в русское искусство ещё больше разнообразия – от
импрессионистичной «Девочки с персиками» В.А. Серова до сказочного романтического образа «Алёнушки» В.М. Васнецова.

Слайд 25

Рубеж веков и новое XX столетие открыли дорогу новым экспериментам в изобразительном

Рубеж веков и новое XX столетие открыли дорогу новым экспериментам в изобразительном
искусстве. Казимир Малевич. Дети 1908.

Слайд 26

По мнению специалистов, в ХХ веке интерес к детскому портрету был значительно

По мнению специалистов, в ХХ веке интерес к детскому портрету был значительно
ослаблен. Во многом место портрета место заняли жанровые сцены. И все же тема детства в живописи по праву является вечной…

Ф. Решетников Опять двойка.1952

З. Серебрякова. За завтраком.1914

А. Дейнека Будущие летчики.1938

В.Орешников .Портрет сына 1945

 С. Невельштейн. Лена-школьница.1953

Слайд 27

Детский портрет по прежнему остаётся актуальной темой в искусстве. Каждый художник ищет

Детский портрет по прежнему остаётся актуальной темой в искусстве. Каждый художник ищет
свои методы, раскрывает свои темы, привносит в жанр нечто новое. В жанре детского портрета работает и современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет. Дети у неё становятся как персонажами классических портретных композиций, так и камерных сюжетных картин.

Мария Иванова-Очерет. Чаепитие. 2011

Мария Иванова-Очерет.
Девушка с козленком. 2010.

Слайд 28

Константин Мирошник — известный российский художник, поэт, музыкант, педагог. В живописи —

Константин Мирошник — известный российский художник, поэт, музыкант, педагог. В живописи —
яркий представитель русской реалистической школы. Большинство картин написано в соавторстве с супругой — Наталией Кургузовой-Мирошник. 
«…Творческий союз художников Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник уникален, они привнесли в искусство новую, неповторимую грань в видении окружающего мира. Их картины настолько реалистичны и эмоциональны, что никого не оставляют равнодушным…» — Илья Глазунов

Слайд 29

Детские портреты занимают особую «страницу» в творчестве академика живописи Игоря Владимировича Белковского.

Принцесса.

Детские портреты занимают особую «страницу» в творчестве академика живописи Игоря Владимировича Белковского.
Портрет Лизы Громовой. (Дочка губернатора М.О.Бориса Громова) 2003

Портрет Сержа Дадасиева.2003

Слайд 30

Тема детства является одним из основных направлений творчества художника-монументалиста Сергея Михайловича Кирякова

Тема детства является одним из основных направлений творчества художника-монументалиста Сергея Михайловича Кирякова
(род. в 1969 г.) Не зря его выставка детского портрета называется «Видеть сердцем»
Имя файла: Детские-портреты-в-живописи.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 2