Диалоговые технологии в школе

Содержание

Слайд 2

Искусство диалога – умение слушать и слышать, вместе решать важные проблемы, понимать

Искусство диалога – умение слушать и слышать, вместе решать важные проблемы, понимать себя, другого.
себя, другого.

Слайд 3

Диалог применительно к уроку литературы

Диалог с писателем: это “поиск в книге

Диалог применительно к уроку литературы Диалог с писателем: это “поиск в книге
ответов на важнейшие вопросы бытия.
Диалог идей: совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя, сопоставление разных точек зрения на эти вечные проблемы.
Диалог культур: прослеживание связи литературы с другими произведениями искусств.
Диалог людей: общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения.
Диалог человека с самим собой – рефлексия ученика “Важно только, чтобы не останавливался человек в своем духовном развитии, чтобы не прекращался его диалог с миром, с самим собой”[1].
__________
[1] С.Э.Берестовицкая. Ж-л “Русская словесность”, № 5/2002, стр.32-40.

Слайд 4

Принципы организации на уроке диалога с писателем

Необходимо найти «болевую точку» (

Принципы организации на уроке диалога с писателем Необходимо найти «болевую точку» (
Е.Ильин) или «точку удивления» (В.С.Библер, С.Ю.Курганова).
Диалог с писателем – это глубокое “исследование” текста произведения, во время которого ученик получает возможность “вслушаться” и “всмотреться” в слова, в образы, а учитель должен организовать это “любование текстом”. “Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших писателей должен прежде всего поражать и вызывать желание подражать”.[1] ____________
[1] Г.П.Соколова Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003, стр.7

Слайд 5

Диалог идей

Сопоставление различных точек зрения на героев произведения, сопоставление взглядов писателей

Диалог идей Сопоставление различных точек зрения на героев произведения, сопоставление взглядов писателей
на одни и те же вопросы. Такой вид работы служит средством усиления мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы ученик, включившись в решение конфликта, на основе которого строится проблема, пропустил его через собственное восприятие.

Слайд 6

“Почему “Капитанская дочка” Пушкина – семейная хроника, а повесть Гоголя «Тарас Бульба»

“Почему “Капитанская дочка” Пушкина – семейная хроника, а повесть Гоголя «Тарас Бульба»
– хроника историческая?”

Казацкая жизнь – жизнь
принципиально бессемейная.
Тарас Бульба – глава семьи,
обреченной на гибель.
Семья
Тарас, жена, Остап, Андрий
Тарас, Остап, Андрий
Тарас, Остап
Тарас
____
Семейную хронику здесь было бы
некому писать


СЕМЬЯ СЕМЬЯ
Гриневых Мироновых
мать, отец мать, отец
Петр Андреевич Мария Ивановна
СЕМЬЯ
(“потомство их благоденствует”, свято храня записки своего деда)

Слайд 7

Диалог культур

“Мудрость и разум – лучшее приобретение, чем богатство. Ибо мудрость приносит

Диалог культур “Мудрость и разум – лучшее приобретение, чем богатство. Ибо мудрость
обладателю ее богатство и долголетие”.
“Когда пойдешь прямым путем, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься”.
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум…»
«Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла».
Библия. Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста.

Слайд 8

Принципы поддерживающего обучения.

Ученикам предлагается чаще давать небольшие задания, выполнение которых позволит проводить

Принципы поддерживающего обучения. Ученикам предлагается чаще давать небольшие задания, выполнение которых позволит
самооценку полученных результатов и чувствовать продвижение в учебе.
Слабо успевающим ученикам особенно важно раскрыть технику самоконтроля. Они более других нуждаются в создании ситуации успеха.
Новая информация выдается небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.
Центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания значительно сокращается.
Рекомендуется проводить специальное повторение:
недельное повторение в течение первых 20 минут урока;
помесячные повторения.
В структуре урока:
безоценочное начало урока;
сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Слайд 9

Составляющие ситуация успеха

Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего учебного занятия,

Составляющие ситуация успеха Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего учебного занятия,
но особенно - в первые минуты интеллектуальной работы
Снятие страха – второй шаг к успеху ребенка. Необходимо авансировать детей: “У тебя, конечно же, все получится…”
Приемом “персональной исключительности” педагог отмечает те особенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха.
Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем?
“Скрытая инструкция” предполагает указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорой для ребенка в исполнении им заданного.
Педагогическое внушение, собранное в яркий фокус.
Педагогическая поддержка, совершаемая путем коротких реплик либо мимической реакцией на предварительные результаты.
Не допускается сравнение одного ребенка с другим.

Слайд 10

“Диалог с самим собой” (рефлексивная деятельность учащихся)

Необходимо воспитать в детях рефлексивную

“Диалог с самим собой” (рефлексивная деятельность учащихся) Необходимо воспитать в детях рефлексивную
культуру. Без нее невозможно решить проблему формирования мотивации школьников к саморазвитию. Во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности.
Имя файла: Диалоговые-технологии-в-школе.pptx
Количество просмотров: 250
Количество скачиваний: 3