Драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного содружества

Содержание

Слайд 2

Болдинская осень 1830 года
«Повести»
созданы в Болдине.
Тогда А.С. Пушкин создал около

Болдинская осень 1830 года «Повести» созданы в Болдине. Тогда А.С. Пушкин создал
30-ти стихотворений и 20-ти самых значительных своих произведений.

Слайд 3

Болдинский период в творчестве поэта –
«туго стянутый узел великих концов

Болдинский период в творчестве поэта – «туго стянутый узел великих концов и
и великих начал».
/Д.Д.Благой/

Болдинская осень 1830 года

Слайд 4

Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.

Слайд 5

«Повести Белкина»

«Это не случайный набор произведений, а цикл,
части которого связаны друг

«Повести Белкина» «Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны
с другом. Повести возникали, как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».
Сергей Георгиевич Бочаров

Слайд 6

Композиция. Теория вопроса.

Композиция – это построение произведения.
Цель композиции в любом произведении:

Композиция. Теория вопроса. Композиция – это построение произведения. Цель композиции в любом

расположить все отрезки текста так, чтобы произведение давало полное выражение идеи.

Слайд 7

Рама /рамка/. Теория вопроса.

Начало и конец текста принято обозначать термином рама, или

Рама /рамка/. Теория вопроса. Начало и конец текста принято обозначать термином рама,
рамка.
Начало текста состоит из следующих компонентов: имя /псевдоним/ автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф /эпиграфы/, предисловие, вступление, пролог.
Конец текста может включать авторское послесловие, оглавление, а также авторские примечания, которые входят в основной текст произведения.

Слайд 8

Роль рамы. Теория вопроса.

Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее единство.
В

Роль рамы. Теория вопроса. Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее
авторских циклах, где отдельный текст может рассматриваться как самостоятельное произведение, именно наличие «рамы» обнаруживает взаимосвязь всех частей, их подчиненность единому замыслу.

Слайд 9

«Повести Белкина»

Первый знак текста – заглавие.
С одной стороны все просто:

«Повести Белкина» Первый знак текста – заглавие. С одной стороны все просто:
указан жанр – повести.
А с другой стороны оно для читателя загадочно: в нем говорится о Белкине и издателе А.П.
Кто это?

Слайд 10

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1

Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дан

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»,
ко всем повестям:
«П р о с т а к о в а
- То, мой батюшка, он еще с измальства к историям охотник.
С к о т и н и н
- Митрофан по мне».

Слайд 11

Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу Декабрь 1830 года.
«Написал я прозою 5 повестей, от которых

Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу Декабрь 1830 года. «Написал я прозою 5 повестей,
Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme».

Евгений Баратынский

Слайд 12

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1

В июне 1830г. у анонима появилось имя

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 В июне 1830г. у анонима появилось
– «покойник Белкин, славный малый». После того, как повести прошли цензуру, Пушкин прислал «Предисловие» с биографией Белкина.
«А.П.» появляется также в самом конце повестей всего одним предложением:
«Конец повестям И.П. Белкина».

Слайд 13

Эпиграфы. «Выстрел»

«Стрелялись мы»
Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828
«Я поклялся застрелить

Эпиграфы. «Выстрел» «Стрелялись мы» Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828 «Я поклялся
его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)».
Из Александра Бесстужева-Марлиинского «Вечер на бивуаке», 1822

Слайд 14

Эпиграфы. «Метель»

«Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке

Эпиграфы. «Метель» «Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке
божий храм
Виден одинокий…»
Из баллады В.А.Жуковского «Светлана», 1813

Слайд 15

Эпиграфы. «Гробовщик»

«Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
Из оды

Эпиграфы. «Гробовщик» «Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной?» Из
Г.Р.Державина на смерть Г.А.Потемкина «Водопад»,1798

Слайд 16

Эпиграфы. «Станционный смотритель»

«Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
Из стихотворения князя
Петра

Эпиграфы. «Станционный смотритель» «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Из стихотворения князя Петра Вяземского «Станция», 1825
Вяземского «Станция», 1825

Слайд 17

Эпиграфы. «Барышня-крестьянка»

«Во всех ты, Душенька,
Нарядах хороша».
Из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька»,

Эпиграфы. «Барышня-крестьянка» «Во всех ты, Душенька, Нарядах хороша». Из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька», 1783
1783

Слайд 18

Вывод первый

Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х поэм, баллады,

Вывод первый Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х поэм,
оды, стихотворения /,
а повести Пушкина - проза.
В «Повестях» встречаются и высокая поэзия, и проза жизни /обыденность/.
Повести – это своеобразный диалог Пушкина с поэтами современниками и старшим поколением писателей.

Слайд 19

Белкин Иван Петрович – дистанция № 2

И.П.Белкин - собиратель повестей, писатель.
Уже

Белкин Иван Петрович – дистанция № 2 И.П.Белкин - собиратель повестей, писатель.
в заголовке Белкин и А.П. разделены.
А в биографии есть общее: оба помещики, писатели, их роднит «охота к чтению и занятиям по русской словесности», родились почти в один год: Белкин - в 1798, а Пушкин - в 1799.
Они современники!

Слайд 20

Вывод второй

Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой.
Изображает собирателя

Вывод второй Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой. Изображает
и писателя повестей как героя своего времени.

Слайд 21

Рассказчики повестей – дистанция № 3

Важную композиционную роль в каждой повести играет

Рассказчики повестей – дистанция № 3 Важную композиционную роль в каждой повести
рассказчик.
В каждой из пяти - он свой.
В рукописи Белкина помечено,
от кого он слышал повесть,
указаны чин или звание и инициалы рассказчика.

Слайд 22

Дистанция автора

А.С. Пушкин

А.П.
издатель

И.Л.П.
Подполковник
1«Выстрел»

девица К.И.Т.
2«Метель»

И.П. Белкин
собиратель,
писатель

А.Г.Н.
Титулярный советник
4
«Станционный смотритель»
Б.В. Приказчик
3 «Гробовщик»

девица К.И.Т.
5«Барышня--крестьянка»
Рассказчики

О

Дистанция автора А.С. Пушкин А.П. издатель И.Л.П. Подполковник 1«Выстрел» девица К.И.Т. 2«Метель»
Белкине –
письмо соседа
из Ненарадово
1830год

Слайд 23

Вывод третий

Еще загадка… Почему автор «спрятался»?
Во время прохождения цензуры имя Пушкина не

Вывод третий Еще загадка… Почему автор «спрятался»? Во время прохождения цензуры имя
упоминалось – и в этом была задумка самого поэта.
Введение рассказчиков создает атмосферу живой беседы с читателем.
Рассказчик – это глубоко личная история и определенная точка зрения на происходящее, далекая или близкая авторской.

Слайд 24

Порядок написания повестей А.С. Пушкиным

1 «Гробовщик»
2 «Станционный смотритель»
3 «Барышня-крестьянка»

Порядок написания повестей А.С. Пушкиным 1 «Гробовщик» 2 «Станционный смотритель» 3 «Барышня-крестьянка»
4 «Выстрел»
5 «Метель»

Порядок
размещения в сборнике

(4)«Выстрел»
(5)«Метель»
(1)«Гробовщик»
(2)«Станционный смотритель»
(3)«Барышня-крестьянка»

Слайд 25

«Выстрел» и «Метель»

«Выстрел» и «Метель»

Слайд 26

«Гробовщик» и

«Станционный смотритель»

«Гробовщик» и «Станционный смотритель»

Слайд 27

«Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка»

Слайд 28


Порядок размещения в сборнике

«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»

Порядок размещения в сборнике «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»

Слайд 29

Вывод четвертый

А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами.
Композиция цикла повестей,

Вывод четвертый А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами. Композиция цикла
как у всякого гения, сложна и необычна.
Поэтому и авторские загадки неисчерпаемы..
Имя файла: Драгоценный-памятник-благородного-образа-мыслей-и-трогательного-содружества.pptx
Количество просмотров: 196
Количество скачиваний: 0