Двоемирие в романе «Мастер и Маргарита»: свет и тьма

Содержание

Слайд 2

…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть твоей силы,

…так кто ж ты, наконец? - Я – часть твоей силы, что
что вечно хочет зла и
вечно совершает благо
Гёте. Фауст

Слайд 3

Содержание

Краткая биография М. А. Булгакова.
История создания.
Темные силы:
Коровьев – Фагот;
Азазелло;
Бегемот;
Воланд.
4. Светлые силы:

Содержание Краткая биография М. А. Булгакова. История создания. Темные силы: Коровьев –
- Иешуа Га-Ноцри;
- другие герои герои.
5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.
6. Список литературы.
7. Тест.
8. Аннотации рекомендуемой литературы.
9. Буклет.

Слайд 4

Биография

15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье преподавателя Киевской

Биография 15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье преподавателя
Духовной Академии.
1907 - семья Булгаковых переезжает на Андреевский спуск, 13 (в будущем - место действия в романе "Белая гвардия", в пьесе "Дни Турбиных").
1909 - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет.
1913 - Женитьба Булгакова на Татьяне Николаевне Лаппа.
1916 - Булгаков оканчивает университет и начинает работать врачом - сначала в прифронтовых госпиталях, затем в Никольской земской больнице Смоленской губернии ("Записки юного врача").
1917 - Начало работы над циклом "Записки юного врача".
1918 - Возвращение в Киев. Частная врачебная практика.
1919 - Приезд во Владикавказ. Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой.

Слайд 5

1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в квартире 50

1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в квартире 50
дома 10 по Садовой ("нехорошая квартира" - Мастер и Маргарита).
1923 - Работа над романом "Белая гвардия". Повесть "Дьяволиада".
1924 - Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. Повесть "Роковые яйца". Публикация отрывков из "Белой гвардии".
1925 - Работа над повестью "Собачье сердце" и над пьесами "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1926 - Премьеры "Дней Турбиных" (МХАТ) и "Зойкиной квартиры" (Театр им. Вахтангова). Обыск и конфискация рукописи "Собачьего сердца".
1928 - Работа над пьесой "Бег". Запрет пьес "Бег", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1929 - Начало работы над "Театральным романом" и над пьесой "Кабала святош" ("Мольер"). Спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара МХАТ.
1930 - Работы над инсценировкой "Мертвых душ" во МХАТе. Встреча с Е. С. Шиловской - будущей третьей женой Булгакова, главного прототипа Маргариты из романа "Мастер и Маргарита". Разговор по телефону со Сталиным.

Слайд 6

1932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе. Развод с Л. Е.

1932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе. Развод с Л. Е.
Белозерской и брак с Е. С. Шиловской - Булгаковой. Работа над романом "Мастер и Маргарита".
1935 - Завершение работы над пьесой "Александр Пушкин".
1936 - Премьера и снятие после 7 представлений спектакля "Мольер" во МХАТе. Уход из МХАТа и начало работы Булгакова либреттистом в Большом театре.
1938 - Завершение рукописи романа "Мастер и Маргарита" и инсценировки "Дон Кихота".
1939 - Пьеса "Батум" и чтение полного текста "Мастер и Маргарита" друзьям.
1940 - Диктовка последних поправок к тексту "Мастера и Маргариты".
10 марта 1940 - Михаил Афанасьевич Булгаков умирает от нефросклероза. После кремации тела урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Слайд 7

История создания

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен

История создания Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен
и при жизни автора не публиковался. Впервые он был напечатан только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.
Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 8

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были
были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.
Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.

Слайд 9

Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь,

Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся
представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.

Коровьев-Фагот

Слайд 10

Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский

Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик,
картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».

Слайд 11

Азазелло

Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут

Азазелло Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного
отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Слайд 12

В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом

В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии:
обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Слайд 13

Бегемот
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как

Бегемот У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно
именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».

Слайд 14

В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство

В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных
сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

Слайд 15

Гелла

Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую.

Гелла Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна,
Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».

Слайд 16

Воланд

Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа

Воланд Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа
он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.

Слайд 17

Воланд - тайна и загадка

Сводки с описанием его давали
противоречивые

Воланд - тайна и загадка Сводки с описанием его давали противоречивые данные.
данные. А весь его
портрет четко разделен на две
половины: «…с левой стороны  у
него были платиновые коронки,  а
справой – золотые», «брови черные,
одна выше другой», разные глаза:
«левый, зеленый,  у него
совершенно безумен, а правый –
пуст, черен и мертв», берет
заломлен на одну сторону.

Слайд 18

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа в романе «Мастер
и Маргарита» — это
прежде всего человек,

Иешуа Га-Ноцри Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — это прежде всего
который находит
нравственную,
психологическую опору
в себе самом и в своей
истине, которой он
остался верен до конца.

Слайд 19

Ему не чуждо все человеческое, в том числе он испытывает чувство

Ему не чуждо все человеческое, в том числе он испытывает чувство страха
страха перед кентурионом Марком Крысобоем, ему
свойственны робость, застенчивость.

Слайд 20


И. Н. Крамской «Хохот»

И. Н. Крамской «Хохот»

Слайд 21

Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.

За внешним противостоянием Воланда Иешуа

Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд. За внешним противостоянием Воланда Иешуа
ясно ощущается загадка, недоговоренность, нечто внутренне близкое той божественной силе, которой он на поверхности антагонистичен. Воланд в романе — и традиционный дьявол-искуситель, и в то же время символ возмездия, справедливости.

Слайд 22

Список используемой литературы.

Символика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарит».//Московский государственный

Список используемой литературы. Символика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарит».//Московский
педагогический университет им В.И. Ленина. – М., 1994.
Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — Локид, Миф; 2000. ISBN 5-320-00385-4.
Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
Георгий МЕЛИКЯНЦ «Страсти по „Мастеру“ К истории публикации романа Михаила Булгакова»
Имя файла: Двоемирие-в-романе-«Мастер-и-Маргарита»:-свет-и-тьма.pptx
Количество просмотров: 322
Количество скачиваний: 1