Слайд 2Гипотеза
Счастье без свободы – лучше.
Большинство людей выбирает счастье без свободы.
“Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку.”
Слайд 3Цель
Определение взаимодействия интересов личности, сообщества людей и государства
Слайд 4Задачи
Доказать, что счастье без свободы лучше чем свобода без счастья.
Выявить причины, почему
счастье без свободы лучше.
Исследовать исторические факты, указать на действия в романе.
Проанализировать, может ли быть счастье без свободы.
Провести исследование – анкетирование.
Слайд 5Исследование по роману (I)
Человечество на протяжении всей своей истории хочет быть
счастливым, мечтает построить “Земной рай”. Философы, писатели, поэты в своих произведениях создают модели идеального будущего. В Едином Государстве Замятина такое счастливое общество создано. “Мы - счастливейшее среднее арифметическое”, - с восторгом говорит главный герой романа “Мы”.
Главным конфликтов романа является конфликт личности и государства. Главный герой , под давлением ”Мефи” и “Единого государства” не может решить проблему: ” Счастье без свободы или свобода без счастья”. В конце романа ,когда он казалось бы выбрал свободу без счастья, Единое государство делает выбор за него.
Слайд 6Исследование по роману (II)
“Счастье без свободы – или свобода без счастья”? –
об этом размышляют герои романа. Создав мир единого государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “Цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь – ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано всё: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.
Слайд 7Анкеты (I)
Что важнее: личное или общественное:
а)По роману
общественное-100%
личное-0%
б)В жизни
общественное-0%
личное-100%
Какие качества должны быть в человеке, чтобы выжить в тоталитарном режиме?
*Чувство собственного достоинства, терпение, надежда на лучшее, любовь к *близким.-30%
Лживость, угодливость, скрытность, уступчивость.-70%
Смогли бы вы противостоять тоталитарной системе?
*Да-30%
*Нет-70%
Как тоталитарная система деформирует сознание человека:
*Лишение собственного я, свободы самоуважения, убивает душу.-60%
*Делает человека предателем.-40%
Слайд 8Анкеты (II)
Какими достоинствами обладает тоталитарная система?
*Никакими-40%
*Бесплатное образование, жильё, медицина.-60%
Согласны ли
вы с тезисом:”Равенство в нищете”.
*Да-40%
*Нет-60%
Счастлива ли личность в тоталитарном государстве?
*Да-40%
*Нет-60%
Всегда ли недовольство можно превратить в сопротивление?
*Да-30%
*Нет-70%
Слайд 9Историческая справка (I)
“Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за винтики
,которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм”
И.В.Сталин
Слайд 10Историческая справка (II)
Новый человек 20 - 30-х годов жил в
коммунальной квартире, вмещавшей множество семей. Одна семья в одной комнате. Совместное проживание людей с разной судьбой, иногда недавних врагов на полях гражданской войны не радовало их. Одежда людей была скучна и однообразна. Людям советской поры были присущи непримиримость к недостаткам, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищу, непреклонность в борьбе за или против чего-то (кого-то), чувство социальной справедливости, особая нравственная чистота. Процветает идея безымянного героизма, анонимности подвига. Антииндивидуализм, отрицание личности были принципом не только духовной жизни общества, но и политических взглядов. “Новый человек” верил в беспредельные возможности воли.
Слайд 11Историческая справка (III)
В 30 - 40-е годы было много репрессированных людей,
среди которых доля лиц с высшим образованием почти втрое превышала всесоюзный уровень.
“Большой террор” (1928 – 1938) общее число репрессированных – около 2-х миллионов человек.
“Дело военных” – 1937 – 40тыс. из 80тыс. Офицеров РККА репрессировано.
Слайд 12Выводы
Жизнь доказывает, что счастья без свободы не бывает.
Часть опрошенных людей не имеют
представления о тоталитарной системе.
Общество необходимо для личности как среда кооперации, но при этом неизбежно является давление средних рамок существования, которые именно потому, что они «средние», подавляют индивидуальность, т. е. самую суть личности. Таким образом, борьба личности и коллективности неизбежна, но горе коллективности, если она успевает при этом совсем подчинить себе личность: это начало смерти коллективности. Что и доказывает роман “Мы”.
……………………………………………………………………………………………………
Когда ты будешь у цели своей, когда ты спрыгнешь с коня своего, - именно на высоте своей, о высший человек, - ты и споткнешься!
Фридрих Ницше :“Так говорил Заратустра”
Слайд 13Смысловая карта
Так я представляю человека, описанного Замятиным в романе “Мы”. У него
нет лица, он такой же как все,от других он отличается лишь нумером.
Слайд 14Список литературы
Верт Н. “История советского государства 1900 – 1991”. М.,1992.
Волкогонов Д. ”Триумф
и трагедия Сталина”. М.,1989.
Захарова Е. “Особенности российской цивилизации”. М., 2002
Калима В.Ф. ”Тоталитаризм как общественное явление”. М.,1995.
Кукушкин Ю. “Режим личной власти Сталина: К истории формирования. М., 1989.
Кумещ В. Об уроках и правде истории. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989.
Медведев Р. “О Сталине и сталинизме”. М., 1990.