Слайд 2Жизнь и эпоха
При рождении был назван Илер-Жермен-Эдгар де Га. Родился 19 июля
1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения. Он был старшим из пятерых детей. В 13 лет Эдгар потерял мать, такое событие стало для него серьезнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.
Слайд 3Жизнь и эпоха
Уже со школы любимым делом для мальчика было рисование. Первым
учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот. Имея богатого отца, Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он мог спокойно изучать живопись так, как ему того хоетлость.
1856 по 1859 совершил поездку в Италию. В это время написал ряд портретов, изобразив членов своей семь. После возвращения в 1859году открыл собственную мастерскую.
Портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание начал уделять картинам на исторические темы. Начиная с 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни.
Слайд 4Жизнь и эпоха
В 1862году Дега знакомится с Эдуардом Моне, который вводит его
в круг молодых художников – импрессионистов. Позже художник перестает изображать в своих портретах себя и свою семью и увлекается другими людьми, интересовавшие его как художника.
В 1873 году умирает отец художника, оставив после себя огромные долги. Эдгару пришлось заплатитьв часть долга из «наследственных» денег, а также пришлось продать старую коллекцию картин и дом. Но и этих средств не хватило, тогда Дега впервые задумался о продаже своих картин.
Слайд 5Жизнь и эпоха
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, Дега
принял участие в семи.
Постепенно после пятидесяти лет Дега переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
С ухудшением зрения, фигуры на его полотнах всегда укрупнены, так, словно художник рассматривает их с близкого расстояния. Его зрение все ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже ничего не писал.
Умер художник 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Слайд 6Знаменитые работы
«Семья Беллели»
На этом групповом портрете изображены родственники художника. Уникальность картины в
том, что художник изображает фигуры почти в натуральную величину. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса.
Позы сидящих на портрете людей передают атмосферу настоящих отношений в семье.
Слайд 7Знаменитые работы
«Хлопковая биржа в Новом Орлеане»
Сюжет выбранный им для своего полотна –
деловая контора. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки, и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной картины.
Работа производит впечатление спонтанности, хотя ее композиция была продумана очень тщательно.
Одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Слайд 8Знаменитые работы
«Мадемуазель Лала в цирке Фернандо»
На картине изображена акробатка, висящая под куполом
цирка на зажатом у неё в зубах канате. Ракурс в котором изображена акробатка очень сложен. Художник изобразил акробатку так, что мы видим ее глазами сидящего внизу зрителя.
Мастеру удалось изобразить сверкающий костюм мадемуазель Лала, прописанный очень детально. Однако декоративный орнамент центральной арки художник решил изобразить в свободно, не прописывая.
Художника манил восторг, сопряженный с накалом страстей, восхищали необычайная смелость и мастерство артистов.
Слайд 9Шедевр
«Репетиция»
Художник часто изображал танцовщиц, и его ранний шедевр «Репетиция» позволяет оценить всю
уникальность созданных им образов балерин. Художнику показывает нам другую закулисную жизнь парижского театра. Необычность темы – репетиция- и манера письма придают картине документальность, позволяя зрителю заглянуть в тайную жизнь театра.
Центральная часть пространства картины остается пустой, - фигуры репетирующих собраны в верхнем левом углу, а с права на переднем плане мы видим двух юных балерин, ожидающих своей очереди, и сопровождающую их мать. При этом фигура одной из танцовщиц на переднем плане оказывается неожиданно подрезанной краем картины. Винтовая лестница напрвляет взгляд зрителя по зигзагу –вверх, затем вниз и снова сквозь руки и ноги балерин, создавая ощущение движения и связывая всю композицию.
Срезанные фигуры и оставленные на картине пустыми участки не только отвергают общепринятые классические принципы композиции, но и помогают создать ощущение случайности, после чего вся картина смотрится как сценка, выхваченная взглядом прямо из жизни
Слайд 11Стиль и техника
Прежде всего Эдгард Дега был превосходным живописцем, который ставил перед
собой задачу передачи движения и ускользающего мига. Его мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, его творчество мало относилось к стилю импрессионистов, однако в этом движении он играл ведущую роль.
Дега как никому другому удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX в.
Он часто рисовал не на полотне, а на картоне, и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Находясь в постоянных поисках новой техники.
Именно после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близкие по стилю к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона были скорее следствием прогрессирующей болезни, потери зрения. После ухудшения зрения, мастер начал увлекаться скульптурой.
Слайд 12Стиль и техника
«Скаковые лошади перед трибунами»
1869—1872 г. Музей Орсе, Париж.
Слайд 13Стиль и техника
Эдгар Дега – Джентиле Беллини, этюд
Рисунку Дега учился у величайшего мастера. Энгер
один из самых выдающихся рисовальщиков, когда-либо творивших на Земле.
Дега в рисунке добивался потрясающей точности и фотографимчности. Однако в 1870-е годы его манера стала более свободной и плавной, в это время Дега отказался от карандаша и перешел на белый мел и черный уголь.
В гравюрах Дега использовал разнообразную технику, включая офорт, а также сухую иглу, акватинту и литографию. Занимался он и монотипией, смешенной техникой, представляющей собой нечто среднее между рисунком, живописью и эстампом.
Слайд 14Стиль и техника
При написании картины маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную
фактуру, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. Но в работе с пастелью Дега начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Манера Дега отличается удивительной свободой, он накладывает пастель смелыми, ломанными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью