Экспрессивная роль назывных предложений в тексте

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

1) Сформировать представление о назывных предложениях, их значении, сфере  употребления, научить

Цели урока: 1) Сформировать представление о назывных предложениях, их значении, сфере употребления,
находить их в тексте, отличать от других видов односоставных предложений.
2) Развивать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы;
3) Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные
умения и навыки;
4) Развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
5) Воспитание любви к русскому языку;
6) Формирование навыков контроля и самоконтроля;
7) Активизация познавательной деятельности;
8) Формирование навыков сотрудничества при работе в группе;
9) Формирование  навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Слайд 3

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля созревающей ржи. Могучие

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна. Поля созревающей ржи. Могучие камни,
камни, оставленные ледниками, напоминают Васнецова, суровый пейзаж его богатырской заставы.
Воистину псковская земля - богатырская застава земли русской. Не раз Россия встречала и достойно провожала врагов. Шли на этой земле суровые бои и в сорок первом, и в сорок четвёртом А вот и памятники воинской славы.

Проверка домашнего задания.

Критерии оценки.

0 орф .- 0 пункт. - «5»
1 орф. - 1 пункт. - «4»
2 орф. - 2 пункт. - «3»
Более 2 орф. и 2 пункт. - «2»

Слайд 4

Языковая разминка.

Швед, русский, - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром

Языковая разминка. Швед, русский, - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет.
пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин).

Слайд 5

ЧТО ТАКОЕ НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧЕМ ВЫРАЖЕНЫ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

Назывные (номинативные)

ЧТО ТАКОЕ НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧЕМ ВЫРАЖЕНЫ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? Назывные
предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.

Слайд 6

С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСЯТСЯ НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся

С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСЯТСЯ НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они
с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.

Слайд 7

ЧЕМ ВЫРАЖЕН ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН В НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ?

Форма главного члена в назывных предложениях

ЧЕМ ВЫРАЖЕН ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН В НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ? Форма главного члена в назывных
имеет сходство с подлежащим. Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого

Слайд 8

НЕПОДВИЖНЫЕ КАРТИНЫ.

Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять

НЕПОДВИЖНЫЕ КАРТИНЫ. Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот
вдруг зарыдали
Разливные бубенцы(С. Есенин).

Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется, не живет во времени. Почему?

Слайд 9

КАРТИНЫ В ДВИЖЕНИИ.

Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом..

Для создания какого эффекта

КАРТИНЫ В ДВИЖЕНИИ. Поворот, усадьба Горки, Сад, подворье, белый дом.. Для создания
автор использует в своем тексте назывные предложения?

Слайд 10

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания; 2. Создаёт образную,

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? 1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания; 2.
зримую картину природы, состояния героя; 3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время; 4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину; 5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

Слайд 11

РАБОТА В ГРУППАХ.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Слайд 12

Задание 1 группы
Окончательный вариант
Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память,

Задание 1 группы Окончательный вариант Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег
кому слава, Кому тёмная вода, — Ни приметы, ни следа.

А. Твардовский «Василий Теркин»
Черновой вариант
Кому смерть, кому жизнь, кому слава, На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый.
А под нами лежал берег правый, Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.
Задания:
Прочитайте отрывки про себя. О чем они?
Сравните обе редакции и выясните, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Почему?
Запишите окончательный вариант отрывка и определите тип односоставных конструкций в первых двух предложениях. Какова их функция в тексте?
Почему поэту важно чтобы мы увидели картину переправы глазами солдата?
С какой целью автор употребляет многоточие?
Используя предложенные костюмы , обыграйте окончательный вариант отрывка.

Слайд 13

Задание 2 группы.

Б. Пастернак.
«Вальс с чертовщинкой».
Реянье блузок , пенье дверей ,
Рев карапузов

Задание 2 группы. Б. Пастернак. «Вальс с чертовщинкой». Реянье блузок , пенье
, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга, Иглы, ковриги, скачки, бега.

Задание:
Прочитайте стихотворение про себя. Объясните, почему поэт дал ему такое название?
Запишите стихотворение и найдите в нем грамматические основы . Какие типы односоставных предложений вам встретились?
Определите функции односоставных предложений.
Прослушайте предложенные музыкальные фрагменты, выберите из них тот, который передает стремительное развитие действия, позволяет описать картину головокружительного танца.
Прочитайте выразительно вслух стихотворение «Вальс с чертовщинкой» под выбранный вами музыкальный фрагмент.

Слайд 14

Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть

Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще
четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Задание 3 группы

Задания:
Прочитайте стихотворение про себя. Как вы думаете, почему стихотворение не имеет название?
Запишите первую строфу. Найдите грамматические основы в первых двух предложениях. Какие типы односоставных конструкций в них представлены? Определите их функцию.
Обратите внимания на первые и последние строчки стихотворения. Почему автор начинает и заканчивает стихотворение одними и теми же словами?
Используя краски . Изобразите образный ряд. Возникающий при прочтении этого стихотворения. Прочитайте стихотворение выразительно вслух, опираясь на созданные рисунки.

Слайд 15

Творческая работа

Напишите начало сочинения- миниатюры (4-5 предложений)
о Коломне, используя назывные предложения .

1

Творческая работа Напишите начало сочинения- миниатюры (4-5 предложений) о Коломне, используя назывные
группа – Прошлое рядом с нами

2 группа - Коломна студенческая

3 группа - Поклонимся великим тем годам

Имя файла: Экспрессивная-роль-назывных-предложений-в-тексте.pptx
Количество просмотров: 206
Количество скачиваний: 0