ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСОбраз человека мыслящего, в слове явленный11 классавторы: Н.Л. Мишатина, С.Ю. Симаков,

Содержание

Слайд 2

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

На основе компетентностного подхода сформировать у учащихся способность создавать устные

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА На основе компетентностного подхода сформировать у учащихся способность создавать
и письменные тексты мировоззренческой направленности.
Научить основам анализа научных, художественных, публицистических текстов.
Сформировать способность соотнесения и синтеза представлений из различных областей человеческой культуры.
Расширить индивидуальную концептосферу учащихся.

Слайд 3

Учебно-тематическое планирование

Диалог с Истиной: «Что есть Истина?» (4 часа)
Диалог с истиной и

Учебно-тематическое планирование Диалог с Истиной: «Что есть Истина?» (4 часа) Диалог с
правдой: «Правды надо держаться – истину надо искать» (М. Пришвин)
(2 часа)
Истина и миф (2 часа)
Миф вчера и сегодня (2 часа)
Истина и наука (2 часа)
Поэзия истины и истина поэзии (2 часа)
Истина и вера (2 часа)
Истина и чудо (2 часа)
Дух и духовность (4 часа)

Слайд 4

Истина в представлении русского языка и культуры

Истина – Добро – Красота: место

Истина в представлении русского языка и культуры Истина – Добро – Красота:
мировоззренческих концептов в русской языковой картине мира; этимология «истины»; слова со значением истины; истина и люди: «портрет» истины в пословицах и афоризмах; аллегорический портрет Истины; истина и самосознание; истина и вера; вечные истины, истина и притча; своеобразие русского концепта «правда»; правда и совесть; правда, справедливость, закон; истина и ложь; галерея литературных лжецов: лжец-гедонист (гоголевский Хлестаков), лжец-утешитель (горьковский Лука), лжец-выдумщик (барон Мюнхаузен, Василий Теркин).

Слайд 5

Истина и миф

Сущностные черты мифа и архаического сознания; миф как способ познания;

Истина и миф Сущностные черты мифа и архаического сознания; миф как способ
религиозное содержание архаики (тотемизм, культ Матери-Земли); сравнительный анализ мифологического и современного сознаний; экспликация признаков мифологического сознания на примере романа-притчи А. Кима «Отец-лес».

Слайд 6

Миф вчера и сегодня

Сущностные черты современного мифологического сознания; миф в политике и

Миф вчера и сегодня Сущностные черты современного мифологического сознания; миф в политике
рекламе; анализ современных мифологем на примере ряда образцов рекламной продукции; мифологические представления в литературе ХХ века (на примере текстов А. Платонова, В. Пелевина, В. Ерофеева)

Слайд 7

Поэзия истины и истина поэзии

Поэзия как способ познания истины (на примере русского

Поэзия истины и истина поэзии Поэзия как способ познания истины (на примере
символизма); творчество как восхождение души к сверхчувственной реальности (на примере поэзии и публицистики А. Блока); мистика и философия цвета в русском символизме; миф и теургический процесс в поэзии (на примере статей В. Иванова и А. Белого).

Слайд 8

Пути науки

Наука как способ познания истины; движение «от мифа к логосу»; античность

Пути науки Наука как способ познания истины; движение «от мифа к логосу»;
и «рождение Европы»; драматизм научного поиска (на примере романа В. Дудинцева «Белые одежды»); проблема техники, противоречия научно-технического прогресса; нравственная составляющая научного исследования (на примере текстов А. Солженицына и Н. Федорова).

Слайд 9

Истина и вера

Вера как способ постижения истины; вера и знания; вера и

Истина и вера Вера как способ постижения истины; вера и знания; вера
наука, религиозная вера, гуманистическая вера; особенности религиозной веры (на примере текстов А. Сурожского, З. Миркиной).

Слайд 10

Дух и духовность

Противоречивость и двойственность человеческого бытия; личность как способ разрешения сущностного

Дух и духовность Противоречивость и двойственность человеческого бытия; личность как способ разрешения
противоречия; три пути духовного (личностного) поиска: Красота, Добро, Истина; смысл и предназначение искусства; личностные основания поступка, проблема свободы выбора; время и смысл человеческой жизни; поиск истины и социальная ангажированность; обобщенный портрет мыслителя.

Слайд 11

Авторы и тексты

А.В. Ахутин. Тяжба о бытии
А. А. Ахматова. Когда в тоске

Авторы и тексты А.В. Ахутин. Тяжба о бытии А. А. Ахматова. Когда
самоубийства…(Мне голос был…)
Р. Барт. Мифологии
Н.А. Бердяев. Смысл творчества.
Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря
Н.А. Бердяев. Я и мир объектов
А. Беляев. Голова профессора Доуэля
А. Беляев. Человек-амфибия
А. Белый. Священные цвета
А. Блок. Идут часы, и дни, и годы…
Н.М. Бахтин. Мерить жизнь – мерою смерти
Х.Л. Борхес. Бессмертный
Д. Борноволоков. «Чевенгур» и повести А. Платонова 30-х гг.
М. Булгаков. Белая гвардия
М. Горький. На дне
В. Гроссман. Жизнь и судьба
Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия
Р. Декарт. Метафизические размышления
В. Дудинцев. Белые одежды
Е. Евтушенко. Труба
В. Ерофеев. Москва-Петушки
И. Есаулов. Пасхальность русской словесности
Вяч. Иванов. Кормчие звезды
Вяч. Иванов. Две стихии в современном символизме
Э. Кассирер. Миф государства
А. Ким. Отец-лес
Ю. Кузнецов. Атомная сказка

Слайд 12

А. Мень. Вера и чудеса
М.К. Мамардашвили. Введение в философию
Э. Мунье.

А. Мень. Вера и чудеса М.К. Мамардашвили. Введение в философию Э. Мунье.
Персоналистская общностная революция
З.А. Миркина. Нет. Он не миф и не житель эфира…
Б.Л. Пастернак Доктор Живаго
Б.Л. Пастернак. Определение поэзии
Б.Л. Пастернак. Чудо
В. Пелевин. Generation «П»
А. Платонов. Чевенгур
Г. Померанц. Пух одуванчика
Р.- М. Рильке. Как мелки с жизнью наши споры..
В. Соловьев. Общий смысл искусства
А. Сложеницын. В круге первом
А. Сурожский. Человек перед Богом
Л.Н. Толстой. Война и мир
И.С. Тургенев. Истина и правда
Н.Ф. Федоров. Философия общего дела
К.М. Фофанов. Истина
Э. Фромм. Человек для себя
Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь
М. Шелер. Положение человека в Космосе
Г.Г. Шпет. Мудрость или разум?
М. Элиаде. Священное и мирское

Слайд 13

Типы лингвокультурологических заданий (концепт «Миф»)

Типы лингвокультурологических заданий (концепт «Миф»)

Слайд 14

Осмысление ключевых признаков концепта «миф» на основе образных ассоциаций
- Запишите ассоциации, связанные

Осмысление ключевых признаков концепта «миф» на основе образных ассоциаций - Запишите ассоциации,
с понятием «миф». Проанализируйте написанное. С какими культурными пластами связаны ваши ассоциации? Какие культуры и эпохи отражены в них? Какие современные значения «мифа» вы можете назвать?

Слайд 15

Миф как жизнь. Установление логических и историко-культурных связей

Почему мифологическое сознание отождествляет Деметру-мать

Миф как жизнь. Установление логических и историко-культурных связей Почему мифологическое сознание отождествляет
и Землю?
Как с культом Матери-Земли соотносятся тотемистические представления древних людей?

Слайд 16

Миф как предание. Актуализация навыков аналитического мышления

Какую из четырех мировых стихий воплощает

Миф как предание. Актуализация навыков аналитического мышления Какую из четырех мировых стихий
в себе Деметра?
Как осмысляется природа, ее цикличность в мифе?
Что об особенности сознания древнего человека говорит нам факт отсутствия автора в мифологическом повествовании?

Слайд 17

Сравнительный анализ современного и архаического сознаний


Сравнительный анализ современного и архаического сознаний

Слайд 18

Миф как метафора. Анализ мифологического образа в современной литературе

Как отражается сюжет древнего

Миф как метафора. Анализ мифологического образа в современной литературе Как отражается сюжет
мифа о Деметре в романе-притче А. Кима «Отец-лес»?
Какие сущностные изменения претерпел миф о Деметре?
Какие культурные представления отражены в мозаичном сознании современного человека?

Слайд 19

Миф как игра. Выявление и анализ современных мифологем в литературе ХХ века

Какой

Миф как игра. Выявление и анализ современных мифологем в литературе ХХ века
литературный прием используется в тексте В. Пелевина для осмысления мифологической основы рекламного сообщения? («С точки зрения буддизма, смысл рекламы крайне прост. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению…сразу же после акта потребления»).
Какова роль мифа в создании образа героя повести В. Ерофеева «Москва-Петушки»? («Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышу про него, а сам ни разу не видел…Вот и вчера не увидел»).

Слайд 20

Миф как обман. Анализ содержания мифологических сообщений в рекламе и политике

- Прочитайте

Миф как обман. Анализ содержания мифологических сообщений в рекламе и политике -
предложенные образцы мифотворчества и укажите цель, языковые средства и основные мифологемы, на которые опирается мифологическое сообщение («Теплые интеллектуальные полы – уют высшего качества и надежности», «Сильный, надежный, стройный? Конечно же Bosh!», «Baunty: райское наслаждение»)

Слайд 21

Развитие навыков проективного мышления

А. Вы – руководитель рекламного агенства. Ваша фирма получила

Развитие навыков проективного мышления А. Вы – руководитель рекламного агенства. Ваша фирма
заказ от ведущих производителей легковых автомобилей и сотовых телефонов. Используя известные вам мифологемы, придумайте несколько запоминающихся рекламных слоганов.
Б. Вы – известный политтехнолог. Вы должны создать положительный имидж одному политику, который баллотируется в Парламент на предстоящих выборах. Напишите предвыборную речь, используя известные вам мифологемы.
Имя файла: ЭЛЕКТИВНЫЙ-КУРСОбраз-человека-мыслящего,-в-слове-явленный11-классавторы:-Н.Л.-Мишатина,-С.Ю.-Симаков,-.pptx
Количество просмотров: 136
Количество скачиваний: 0