Эпикурейцы и стоики

Содержание

Слайд 2

Эпикурейцы и стоики

Сократические школы
Киренаики: этика гедонизма
Аристипп: обоснование гедонизма
Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма
Гегесий:

Эпикурейцы и стоики Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор:
пессимистическая интерпретация гедонизма
Анникерид: гедонистический оптимизм
Киники: этика аскетизма
Антисфен: обоснование кинизма
Диоген: практика кинизма
Кратет: критика гедонизма
Эллинистическая философия
Эпикурейцы: этика эвдемонизма
Страхи и их преодоление
Классификация желаний
Стоики: автаркия разума
Онтология («физика») Ранней Стои
Этика Римской Стои

Слайд 3

Сократические школы и их преемники

Сократ
469-399

Элидо-эри- трейская
школа

Аристипп ок. 435 – ок. 365

Евклид ок. 430 – ок.

Сократические школы и их преемники Сократ 469-399 Элидо-эри- трейская школа Аристипп ок.
360

Платон 428/27 – 348/47

Федон 417 – ок. 350

Антисфен ок. 435-376

Киренская
школа

Мегарская
школа

Академия (платоники)

Киническая
школа

Эпикур
341-271

Зенон 336-264

Эпикурей- цы

Стоики

Аристотель 384 – 322/21

Древняя Академия
Средняя
Академия

Ликей (перипате- тики)

Слайд 4

Рафаэль. «Афинская школа».

Афины – центр греческой философии

Пифагор

Гераклит

Парменид

Сократ

Платон

Аристотель

Антисфен

Диоген

Эпикур

Зенон

Плотин

Аверроэс

Платоники

Перипатетики

Рафаэль. «Афинская школа». Афины – центр греческой философии Пифагор Гераклит Парменид Сократ

Слайд 5

Киренаики Этика гедонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Киренаики Этика гедонизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена

Слайд 6

Киренаики Этика гедонизма

Аристипп
ок. 435 - ок. 365

Арета

Аристипп (Младший)

Гегесий
IV в.

Феодор
IV-III в.

Анникерид
IV-III в.

Аморализм

Пессимизм

Гедонистический оптимизм

Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое

Киренаики Этика гедонизма Аристипп ок. 435 - ок. 365 Арета Аристипп (Младший)
учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Слайд 7

Аристипп Обоснование гедонизма

Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло –

Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло –
телесное страдание.
Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство).
Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым.
Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Аристипп
ок. 435 – ок. 365

Слайд 8

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,

то всё прочее (что не

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё
есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным.

Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

Слайд 9

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий.

1) Удовольствие

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы
мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены.

2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен.

3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим.

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

Слайд 10

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте –

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном
Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба.
Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)

Слайд 11

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.

1) Признание духовных наслаждений расширяет

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.
самый круг возможных удовольствий.

2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения.

Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей.

Анникерид Гедонистический оптимизм

3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

Слайд 12

Анникерид Гедонистический оптимизм

В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и

Анникерид Гедонистический оптимизм В жизни любая годится дорога. В общественном месте –
мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой.
Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)

Слайд 13

Киники Этика аскетизма

Антисфен
ок. 435- ок. 376

Диоген Синопский ок. 404 - 323

Кратет Фиванский IV в.

Кинизм

Киники Этика аскетизма Антисфен ок. 435- ок. 376 Диоген Синопский ок. 404
(греч., κύων, пёс, род. κυνός)

Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Слайд 14

Киники Этика аскетизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Киники Этика аскетизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы

Слайд 15

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей.

1)

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше
Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Антисфен Обоснование кинизма

Слайд 16

Джон Уотерхаус. «Диоген».

Диоген Практика кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма

Слайд 17

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».

Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном». Диоген Практика кинизма

Слайд 18

«Диоген и Александр».

Диоген Практика кинизма

«Диоген и Александр». Диоген Практика кинизма

Слайд 19

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.

Эпикур
341-271

Гермарх
IV-III в.

Метродор
330-277

Тит

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что
Лукреций Кар (ок. 99-55)

Слайд 20

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы Самос Лампсак Митилена

Слайд 21

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эпикур. О природе (не сохр.)
Эпикур. Письмо к Геродоту
Эпикур. Письмо к Менекею
Эпикур.

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту
Главные мысли
Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Основные сочинения

Эпикур
341-271

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

Слайд 22

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление

Страхи – причины несчастий

Страх

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.
перед богами

Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед страданием

Слайд 23

Этика эпикурейцев Классификация желаний

Желания бывают

Естественные

Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде

Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища

Не естественные и не необходимые, например, венки и

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё
почётные статуи

Необходимые

Вздорные

Не необходимые

Слайд 24

Стоики Автаркия разума

Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.

Средняя Стоя II-I вв. до н.э.

Поздняя Стоя I-II вв.

Стоики Автаркия разума Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э. Средняя Стоя II-I
н.э.

Зенон из Кития 336-264

Луций Анней Сенека 4-65 н.э.

Клеанф ок. 331/30 – ок. 232

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Панэтий ок. 180 – после 110

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138

Марк Аврелий 121-180

Стоя (греч., Στοά) – Портик

Слайд 25

Стоики Автаркия разума

Зенон из Кития (336-264)

Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Автаркия (греч.,

Стоики Автаркия разума Зенон из Кития (336-264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок.
αύτάρκια) –
самодовление, самодостаточность.

Слайд 26

Стоики Автаркия разума

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Китий

Асс

Солы

Рим

Гиераполь

← Кордуба

Стоики Автаркия разума Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы

Слайд 27

Стоики Автаркия разума

Сенека. Нравственные письма к Луцилию
Сенека. О благодеяниях
Сенека. Рассуждения о природе
Сенека. О

Стоики Автаркия разума Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека.
блаженной жизни
Сенека. О скоротечности жизни
Сенека. О провидении
Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом)
Марк Аврелий. К самому себе

Основные сочинения

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Слайд 28

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый
Богом (пантеизм).
Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм).
Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Зенон из Кития (336-264)

Слайд 29

Стоики Фатализм Ранней Стои

Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и

Стоики Фатализм Ранней Стои Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) –
неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Слайд 30

Стоики Фатализм Ранней Стои

Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На

Стоики Фатализм Ранней Стои Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь!
всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

Слайд 31

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не
несчастья.

Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Стоики Этика Римской Стои

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Имя файла: Эпикурейцы-и-стоики.pptx
Количество просмотров: 362
Количество скачиваний: 1