Эпоха Возрождения

Содержание

Слайд 2

Вазари. Лоренцо Медичи в окружении философов и ученых. 1559

«Это был величайший переворот,

Вазари. Лоренцо Медичи в окружении философов и ученых. 1559 «Это был величайший
пережитый до того времени человечеством».
Фридрих Энгельс (немецкий философ)

Слайд 3

Джорджо Вазари

Итальянский писатель и архитектор в пяти толстых книгах описал жизнь множества

Джорджо Вазари Итальянский писатель и архитектор в пяти толстых книгах описал жизнь
художников и скульпторов. Сказал, что с их творений началось настоящее возрождение искусства в Италии. Он сравнивал авторов новых произведений с античными мастерами, подчеркивал их умение изображать человека.
Сторонники Вазари считали, что весь предыдущий период был эпохой беспросветного варварства и невежества.
Обратив свой взор к Античности, они стали называть себя гуманистами, а время, в которое жили, - Возрождением.

Слайд 4

Филиппо Брунелески

Что же нового внесла эта эпоха в понимание человека?
Знаменитый зодчий Филиппо

Филиппо Брунелески Что же нового внесла эта эпоха в понимание человека? Знаменитый
Брунелески, построивший во Флоренции собор, посвященный Деве Марии и названный в её честь Санта-Мария дель Фьоре, возвел над ним невиданный по размеру и красоте купол.

Слайд 5

Филиппо Брунелески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420-1436

Применяя новые конструкции, перекрыто большое

Филиппо Брунелески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420-1436 Применяя новые конструкции, перекрыто
пространство и увенчано световым фонарем. Покрытый красной черепицей, купол радостно доминировал над городом.

Слайд 6

Филиппо Брунелески. Воспитательный дом . Флоренция 1421-1444

Фасад Приюта работы Брунеллески, украшает портик

Филиппо Брунелески. Воспитательный дом . Флоренция 1421-1444 Фасад Приюта работы Брунеллески, украшает
с девятью арками, опирающимися на каменные колонны и медальоны из майолики.
Внутри приюта имеется красивый двор.

Слайд 7

Рафаэль. «Сикстинская мадонна» 1513-14

Популярной среди художников эпохи Возрождения была традиционная тема Богоматери.
Теперь

Рафаэль. «Сикстинская мадонна» 1513-14 Популярной среди художников эпохи Возрождения была традиционная тема
это была не средневековая Мария, а обыкновенная молодая мать, тихо радующуюся рождению первенца.
Наибольшую славу снискала Сикстинская мадонна Рафаэля, исполненная им как алтарный образ для церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце.
В традиционном сюжете Рафаэль сумел сочетать и религиозную символику, и новое понимание общечеловеческих ценностей.

Слайд 8

Сандро Боттичелли

Для искусства Возрождения огромное значение имела классическая Античность.
Художник Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли Для искусства Возрождения огромное значение имела классическая Античность. Художник Сандро
черпал свои сюжеты из произведений древних и современных авторов.
Один из таких сюжетов лежит в основе его самого знаменитого произведения «Рождение Венеры»
Перед зрителем разворачиваются открытые просторы моря, неба и земли. Обнаженная Венера , рожденная из морской пены, стоит на завитке овальной раковины, направляемой к земле дуновением ветра. К её ногам падают розы, а светловолосая нимфа уже готова накинуть на её плечи затканный цветами плащ.

Слайд 9

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» 1482. Обнаженная фигура в религиозной живописи почти не встречалась.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» 1482. Обнаженная фигура в религиозной живописи почти не
В эпоху Возрождения изображение обнаженного тела стало одним из способов прославления человека.

Слайд 10

Сандро Боттичели. «Весна» (фрагмент) 1478

Изображены девушки, три грации, нимфы или ангелы в

Сандро Боттичели. «Весна» (фрагмент) 1478 Изображены девушки, три грации, нимфы или ангелы
полупрозрачных одеяниях, подчеркивающих все изгибы их фигур, пребывающих словно в круговом танце.
Вроде бы девушки одеты, а вроде бы и нет...

Слайд 11

Новое самоощущение личности

Художник эпохи Возрождения впервые осознал себя полностью освободившимся от цеховой

Новое самоощущение личности Художник эпохи Возрождения впервые осознал себя полностью освободившимся от
зависимости, в отличии от средневекового мастера не принадлежащего себе.
Как и средневековый художник он тоже работал по заказу, но теперь никто из заказчиков уже не смел диктовать ему свою волю и навязывать свои вкусы.

Слайд 12

Микеланджело. «Давид» 1504

Новое понимание человека просматривается и в статуе Давида исполненной Микеланджело.

Микеланджело. «Давид» 1504 Новое понимание человека просматривается и в статуе Давида исполненной
Будучи во Флоренции мастер изваял его из глыбы испорченного мрамора. Библейский герой изображен в момент, когда он готовится к схватке с Голиафом. В спокойно стоящей фигуре современники справедливо усмотрели воплощение героического порыва флорентийцев.

Слайд 13

Микеланджело. Надгробие Джулиано Медичи 1520-1534

Флоренция, церковь Сан Лоренцо, капелла Медичи.
У ног Джулиано

Микеланджело. Надгробие Джулиано Медичи 1520-1534 Флоренция, церковь Сан Лоренцо, капелла Медичи. У
лежат День и Ночь. 
Про памятник Джулиано современники утверждали, что он получился совершенно непохож - на что Микеланджело отвечал: «Ничего, через десять веков никто и не заметит!» 

Слайд 14

Джорджоне

Не только человек был важен для художников Возрождения. Для них был важен

Джорджоне Не только человек был важен для художников Возрождения. Для них был
момент взаимодействия человека и мира.
На картине Джорджоне «Спящая Венера», полное единство и идеальная гармония.
Богиня дремлет, ей снятся счастливые сны, она не подозревает, что кто-то может её увидеть.
В картине нет сюжета, нет действия.
Впервые образ богини стал поводом для изображения совершенно обнаженного тела.

Слайд 15

Джорджоне. «Спящая Венера» 1508-1510

Джорджоне. «Спящая Венера» 1508-1510

Слайд 16

Джорджоне. «Гроза» 1505

В картине Джорджоне «Гроза». Человек воспринимается как результат естественного развития

Джорджоне. «Гроза» 1505 В картине Джорджоне «Гроза». Человек воспринимается как результат естественного
и взаимодействия природных стихий.
Мужчина и кормящая ребенка женщина спокойны. Раскаты грома их не пугают, они доверяют природе и радуются грозе. Прорезающая небо молния освещает чудесный пейзаж. В глубине видны здания, остатки полуразрушенных построек, через узкую речку перекинут мост, а стволы деревьев покрыты густой листвой. Фигуры людей живут сосредоточенной жизнью, единой с пейзажем, составляют с ним нерасторжимое целое.

Слайд 17

Леонардо да Винчи

В эпоху Возрождения пришло ощущение значимости художественного творчества, развился интерес

Леонардо да Винчи В эпоху Возрождения пришло ощущение значимости художественного творчества, развился
к практическим вопросам искусства.
Леонардо да Винчи написал специальную «Книгу о живописи», где называет её наукой и сравнивает с математикой. Много внимания уделяет изображению трехмерного пространства, потому что на холсте необходимо разместить огромное количество вещей и предметов, окружающих человека.

Слайд 18

Андреа Мантенья. «Мертвый Христос» 1500

Решением сложных перспективных задач славился художник Андреа Мантенья. Особенно

Андреа Мантенья. «Мертвый Христос» 1500 Решением сложных перспективных задач славился художник Андреа
необычным было его изображение Христа, положение тела которого не соответствовало ни одному канону.

Мертвый Христос.
Ок. 1500

Слайд 19

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» 1483-1494

Художники эпохи Возрождения стремясь к наибольшей правдивости

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» 1483-1494 Художники эпохи Возрождения стремясь к
делали записи и зарисовки в альбомах и записных книжках.
Леонардо да Винчи делал такие зарисовки в ботанических альбомах, а потом переносил все в пейзаж, окружающий его мадонн. Пример такой картины «Мадонна в гроте». В которой читается тщательное изображение деталей. Каждый куст, каждый листочек любовно выписывался художником.

Слайд 20

Антонелло да Мессина. «Казнь святого Себастьяна» 1476

Тщательность изображения деталей видна и в

Антонелло да Мессина. «Казнь святого Себастьяна» 1476 Тщательность изображения деталей видна и
религиозных картинах. Темы казни, распятия, поклонения давали простор воображению.
События совершались так же на площади большого города. Именно так изобразил Антонелло да Мессина казнь святого Себастьяна. Мученик погиб еще в I в., стоит прикованный к столбу казни, а вокруг него на просторной площади , образованной современными художнику постройками, течет своя особая жизнь. Где то в глубине картины беседуют два венецианца. На балконах , украшающих дома, соседки выбивают ковры. Кто-то просто гуляет. По синему небу плывут облака. Так на ряду с пейзажем возникает и новый жанр – бытовой.

Слайд 21

Антонио Пизанелло. Портретная медаль Чечилии Гонзаго 1447

Достигнута исключительная по художественному эффекту и

Антонио Пизанелло. Портретная медаль Чечилии Гонзаго 1447 Достигнута исключительная по художественному эффекту
по принципу построения пространственная глубина, создаваемая движением уходящей вдаль гряды холмов, а соотношение фигур и предметов первого плана придает композиции динамичное равновесие.

Слайд 22

Цвет в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения изменилось отношение к цвету. Цвет теряет

Цвет в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения изменилось отношение к цвету. Цвет
средневековую символику, становится средством для передачи материальности вещей и предметов, их веса и объема, красочного узорочья, переливающегося тысячами оттенков и сверкающего подобно многоцветью радуги. Цветом овладели настолько, что им стало возможно передавать различные ощущения.

Слайд 23

Тициан. «Казнь святого Себастьяна» 1570

Цветом передается весь трагизм происходящего.
Картина написана на

Тициан. «Казнь святого Себастьяна» 1570 Цветом передается весь трагизм происходящего. Картина написана
тот же сюжет, что и картина Антонелло да Мессина, и почти «дословно» повторяет её композицию.

Слайд 24

Тициан. «Пьета» 1573-1576

Картина проникнута отчаянием.
В картине нет больших цветовых пятен, но контрастные

Тициан. «Пьета» 1573-1576 Картина проникнута отчаянием. В картине нет больших цветовых пятен,
сопоставления холодных и теплых тонов пронизывают каждую частичку живописи Тициана.

Слайд 25

Портретный жанр новой эпохи

Живопись как искусство перекочевала со стен соборов в роскошные

Портретный жанр новой эпохи Живопись как искусство перекочевала со стен соборов в
особняки. Её уже собирали, ею украшали и ею же любовались.
Люди эпохи Возрождения осознавали значимость собственной деятельности и собственной эпохи.
Они первыми стали писать не на средневековой латыни, а на том языке, на котором изъяснялись сами.
Они первыми посмотрели на мир внимательными глазами и вгляделись в самих себя, оставив миру обширную портретную галерею людей живущих в новой эпохе.

Слайд 26

Тициан. «Портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1546

Портрет эпохи

Тициан. «Портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1546
Возрождения был идеализирующим, но постепенно приобрел все большую индивидуальность и психологизм.
Особая слава принадлежит портретам работы Тициана. Его не привлекают лица с печатью счастливой безмятежности. Он обращается к личности, которая знает что такое добро и зло, власть и насилие, правда и ложь. Таков его знаменитый портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе, дающий неприкрашенную характеристику своих персонажей.

Слайд 27

Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина» 1560

На картине изображена Мария Магдалина, смотрящая вверх на

Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина» 1560 На картине изображена Мария Магдалина, смотрящая вверх
небо. Её длинные волосы распущены, взгляд полон раскаяния, глаза покраснели от слёз. 

Слайд 28

Тициан. «Динарий кесаря» 1516

В образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике

Тициан. «Динарий кесаря» 1516 В образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в
фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. 

Слайд 29

Тициан. «Автопортрет» 1560

Пристальнее всего художники вглядывались в самих себя.
Нет ни одного

Тициан. «Автопортрет» 1560 Пристальнее всего художники вглядывались в самих себя. Нет ни
из них, кто бы не оставил для потомков собственного изображения