Слайд 2Право. Мораль. Нравственность. Основные понятия
Доцент А.П. Марченко
![Право. Мораль. Нравственность. Основные понятия Доцент А.П. Марченко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-1.jpg)
Слайд 3Регулирование общественных отношений осуществляется
путем реализации определенных социальных норм:
права,
морали,
обычаев,
![Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев, традиций, ритуалов и т.д.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-2.jpg)
традиций,
ритуалов и т.д.
Слайд 4социальные нормы
– это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и
![социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-3.jpg)
деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Слайд 5Многозначность термина «право»
позволяет обозначать разные явления: систему норм, издаваемых государством (позитивное
![Многозначность термина «право» позволяет обозначать разные явления: систему норм, издаваемых государством (позитивное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-4.jpg)
право);
определённую систему идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право);
определённую правовую возможность конкретного субъекта (субъективное право); явление нравственного, морального характера.
Слайд 6Объективное право
можно признать некоторым искусственным и при том, постоянно существующим, «заведённым»
![Объективное право можно признать некоторым искусственным и при том, постоянно существующим, «заведённым»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-5.jpg)
на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием, существующим в государстве (некоторые философы, например, Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, называют даже «второй природой»).
Слайд 7Мораль в общепринятом энциклопедическом выражении
представляет систему исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок,
![Мораль в общепринятом энциклопедическом выражении представляет систему исторически определенных взглядов, норм, принципов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-6.jpg)
убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
Слайд 8Мораль возникает и развивается
на основе потребности общества регулировать поведение людей в
![Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-7.jpg)
различных сферах их жизни.
Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.
Слайд 9Коренная проблема морали
регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
![Коренная проблема морали регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-8.jpg)
Слайд 10Мораль наряду с моральными отношениями, моральным сознанием включает
нравственное поведение.
Два «вектора» этого
![Мораль наряду с моральными отношениями, моральным сознанием включает нравственное поведение. Два «вектора»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-9.jpg)
особого осмысления людьми действительности неизбежны:
мораль и нравственность.
Слайд 11Исторический путь морали
от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб, трансформировавшиеся
![Исторический путь морали от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-10.jpg)
в «кровную месть», «мне отмщение и аз воздам» и т.д.
до начал неэквивалентных «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости, прощения, покаяния, воздаяния за зло добром т.д.
Слайд 12Термин «мораль» по содержанию
– латинский аналог древнегреческого ethos этика).
В латинском
![Термин «мораль» по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos этика). В латинском](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-11.jpg)
языке есть слово «mos» (множественное число –«mores»), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок.
На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis.
Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений
Слайд 13Этика
Система учений, изучающих построение отношений между людьми на основе определённых принципов
![Этика Система учений, изучающих построение отношений между людьми на основе определённых принципов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-12.jpg)
Слайд 14Принцип в иудаизме «лишмах» («во имя главной цели»):
изучать Тору и исполнять
![Принцип в иудаизме «лишмах» («во имя главной цели»): изучать Тору и исполнять](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-13.jpg)
заповеди, не задумываясь о вознаграждении, а стараясь все свои помыслы направить лишь на одно – на постижение и претворение в жизнь Божественной Воли
(Бен Сира, 15:15)
Слайд 15Система морали неизбежно сталкивается
с системой нравственности.
![Система морали неизбежно сталкивается с системой нравственности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-14.jpg)
Слайд 16Мораль в отличие от права не имеет объективной реальности.
Она существует только
![Мораль в отличие от права не имеет объективной реальности. Она существует только лишь в нашем воображении.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-15.jpg)
лишь в нашем воображении.
Слайд 17Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций
регулятивной, воспитательной, познавательной [17],
![Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций регулятивной, воспитательной, познавательной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-16.jpg)
оценочно-императивной;
ориентирующей;
мотивационной; коммуникативной, обеспечивающей общение людей; прогностической и др.
Слайд 18Справка:
Регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей);
![Справка: Регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-17.jpg)
воспитательная содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную функцию;
познавательная содержит ориентирующую и прогностическую направляющую функцию.
Слайд 19Элементами морального регулирования также являются:
– идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы
![Элементами морального регулирования также являются: – идеал, выражающий представление общества, классов, социальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-18.jpg)
о нравственном совершенстве;
– система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
– особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Слайд 20Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, в котором выделяется нравственная
![Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, в котором выделяется нравственная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-19.jpg)
регуляция. Человек осваивает действительность нравственно, и в этом освоении органически сливаются оценка и повеление (императив).
Слайд 21
Это путь через человекоизмерение к человекомерности
Моральное сознание видит мир через особую призму
![Это путь через человекоизмерение к человекомерности Моральное сознание видит мир через особую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-20.jpg)
и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.
Слайд 22Итак,
мораль даёт возможность постижения человеческой судьбы, но не через закон, а
![Итак, мораль даёт возможность постижения человеческой судьбы, но не через закон, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-21.jpg)
посредством регулятивной идеи, ориентирующей и с помощью которой можно построить свою жизнь.
Это – сверхзадача, для которой требуется знание всей жизни, что с объективной точки зрения знать нельзя.
Слайд 23Это сложная борьба конфликтующих структур ценностей.
Этот конфликт – то, что достаётся
![Это сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт – то, что достаётся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-22.jpg)
от эволюции следующему поколению и на основе, которого человек актуализирует для себя применительно к существующим историческим условиям систему ценностей.
Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции добра и зла
Слайд 24В морали «выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести,
![В морали «выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-23.jpg)
трудолюбии, милосердии».
Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает.
Вот тот алгоритм воздействия, который отличает её, и требует особой последовательности работы психологических механизмов, присущих нравственному сознанию.
Слайд 25Константин Дмитриевич Кавелин в статье «Злобы дня»
определяет нравственность как «мир внутренних ощущений,
![Константин Дмитриевич Кавелин в статье «Злобы дня» определяет нравственность как «мир внутренних](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-24.jpg)
чувств, стремлений, чаяний, желаний, настроений, мир личной свободы, источник излюбленных действий
Слайд 26Если мораль претендует на саморегуляцию социальной среды в целом, то нравственность касается
![Если мораль претендует на саморегуляцию социальной среды в целом, то нравственность касается саморегуляции личности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-25.jpg)
саморегуляции личности
Слайд 27Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы
![Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-26.jpg)
познать нравственную сущность человека, надо строить нравственную правовую систему в обществе.
Слайд 282. Моральные кодексы, провозглашающие превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы
![2. Моральные кодексы, провозглашающие превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-27.jpg)
морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому подобное.
3. Моральные кодексы,
Слайд 29Разделение статичных моральных кодексов включает:
![Разделение статичных моральных кодексов включает:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-28.jpg)
Слайд 30Литература
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. – М.: Юрайт, 2000. – с.307.
Словарь
![Литература Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. – М.: Юрайт, 2000. –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-29.jpg)
по этике /Под ред. Кона И. С. – 3-е изд. – М.: Полит. лит., 1975. – с.168–172.
Абрамович М.Л. Бизнес по-еврейстки с нуля. Десять историй на $1000000/ М.Л. Абрамович. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. с. 95.
Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л. Сочинения. М.,1990.- с.4. (G. Simmel. Einleilung in die Moralwissenschaft)
Персинг Р.М. Лайла. Исследование морали. – М.: Лавка Языков,2001. – с.149.
Слайд 31Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры.
![Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-30.jpg)
– М.: Правда, 1989. С. 489-540; С. 504.
Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. – с.4. (Так говорил Заратустра, Ч.1, глава «О радостях и страстях». Nietzsche, VI, 52)
Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. – с.5. (Постоянная гражданская война (нем.)
Слайд 32Эти идеи Вы найдёте также:
Марченко А.П. Глава XII. Право и мораль: роль
![Эти идеи Вы найдёте также: Марченко А.П. Глава XII. Право и мораль:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/378257/slide-31.jpg)
нравственности во взаимодействии права и морали / Наука и эпоха: монография /[О.Ю. Астахова, А.К. Байменова, А.А. Брысина и др.]; под под общей ред. проф. О.И.Кирикова – Книга 4.– Воронеж: ВГПУ, 2010. с. 233 - 247
Марченко А.П. Право и мораль: особенности взаимодействия / Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов /под общей ред. проф. О.И.Кирикова – Выпуск XXIII.– Воронеж: ВГПУ, 2010. С. 5-14