Содержание
- 2. Термин «культура» В латинском первоисточнике cultura восходит к глаголу colere – “обрабатывать”, “возделывать”. В классической латыни
- 3. Принято считать, что первое научное определение культуры дал основоположник эволюционизма Э. Тейлор: «она слагается в целом
- 4. Различают «этническую культуру» и «культуру этноса». Первое понятие является более узким и включает в себя те
- 5. Функции культуры Ю.В. Бромлеем все функции культуры были разделены на технические (инструментальная, нормативная, сигнификативная и коммуникативная)
- 6. Системный характер культуры. В рамках культуры каждого этноса выделяются подсистемы : природно-экологическая (взаимодействие с природной средой),
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Термин «культура» В латинском первоисточнике cultura восходит к глаголу colere – “обрабатывать”,
Термин «культура» В латинском первоисточнике cultura восходит к глаголу colere – “обрабатывать”,
“возделывать”. В классической латыни это слово употребляется редко в сочетаниях – cultura agri – обработка земли, cultura animi – воспитание души.
К XVIII в. формируется тот семантический круг, который определяет современное понимание термина «культура».
Слово «цивилизация» как синоним культуры было зарегистрировано во французском языке в 1757 г., в итальянском - в 1770 г. в английском - в 1772 г. Первоначально оно означало вежливость, благовоспитанность; и лишь XVIII в.. оно стало обозначать культуру бытия.
Считают, что понятие «цивилизация» в научный оборот было введено усилиями многих ученых и мыслителей:
- Виктор Мирабо - «Друг человечества» 1757 г.
французский инженер Буланже - «Древность, разоблачённая в своих обычаях» 1766 г.
- почетный иностранный член Петербургской академии барон фон Гольбах (1723-1789) - «Система общества» и «Система природы».
- философ Адам Фергюсон, «Essay on the history of the civil society» в 1766 г. – «цивилизация» – это стадия в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений.
С середины XVIII в. термин «цивилизация» входит в научный оборот, а в 1798 г. он впервые попадает в «Словарь Академии».
Периодизация, предложенная А. Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью на XIX в. Её использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884)
В России слово культура появилось в Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, изданном Н.Кириловым в 1845-1846 гг.
Термины «культура» и цивилизация» утвердились в русском языке к концу XIX в.
К началу ХХ в. сложилось представление об отрицании культуры цивилизацией, олицетворением которой стало технократическое, индустриальное общество Запада.
К XVIII в. формируется тот семантический круг, который определяет современное понимание термина «культура».
Слово «цивилизация» как синоним культуры было зарегистрировано во французском языке в 1757 г., в итальянском - в 1770 г. в английском - в 1772 г. Первоначально оно означало вежливость, благовоспитанность; и лишь XVIII в.. оно стало обозначать культуру бытия.
Считают, что понятие «цивилизация» в научный оборот было введено усилиями многих ученых и мыслителей:
- Виктор Мирабо - «Друг человечества» 1757 г.
французский инженер Буланже - «Древность, разоблачённая в своих обычаях» 1766 г.
- почетный иностранный член Петербургской академии барон фон Гольбах (1723-1789) - «Система общества» и «Система природы».
- философ Адам Фергюсон, «Essay on the history of the civil society» в 1766 г. – «цивилизация» – это стадия в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений.
С середины XVIII в. термин «цивилизация» входит в научный оборот, а в 1798 г. он впервые попадает в «Словарь Академии».
Периодизация, предложенная А. Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью на XIX в. Её использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884)
В России слово культура появилось в Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, изданном Н.Кириловым в 1845-1846 гг.
Термины «культура» и цивилизация» утвердились в русском языке к концу XIX в.
К началу ХХ в. сложилось представление об отрицании культуры цивилизацией, олицетворением которой стало технократическое, индустриальное общество Запада.
Слайд 3Принято считать, что первое научное определение культуры дал основоположник эволюционизма Э. Тейлор:
Принято считать, что первое научное определение культуры дал основоположник эволюционизма Э. Тейлор:
«она слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества».
Одним из первых российских этнографов, рассматривающих теоретические проблемы культуры в духе эволюционизма, стал М.И. Кулишер, выпустивший в 1887 г. сборник статей под общим названием «Очерки сравнительной этнографии и культуры».
Один из лидеров функционализма Б. Малиновский («Аргонавты западной части Тихого океана» 1922 г.) характеризовал культуру как «вторичную, производную среду», которую «надо непрерывно поддерживать и воспроизводить», представляющую собой «вещественный и духовный аппарат», с помощью которого человек решает свои задачи. «Культура - определитель человеческого поведения»
По подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры, за первую половину ХХ в.– 157; в настоящее время используется 400-500 определений культуры.
Наиболее восстребованными являются функциональный и информационный подходы:
- информационный - культура рассматривается как весь объем информации, как своего рода текст – система символов и значений, которая требует своей интерпретации и объяснения ( Ю.М. Лотман);
- технологический - человеческая деятельность есть социально направленная активность людей, культура же – это способ ее существования»; культура включает в себя и результаты/продукты деятельности (Армянская школа соц. философии, С.А. Арутюнов)
Культура – это внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности и его результаты.
Одним из первых российских этнографов, рассматривающих теоретические проблемы культуры в духе эволюционизма, стал М.И. Кулишер, выпустивший в 1887 г. сборник статей под общим названием «Очерки сравнительной этнографии и культуры».
Один из лидеров функционализма Б. Малиновский («Аргонавты западной части Тихого океана» 1922 г.) характеризовал культуру как «вторичную, производную среду», которую «надо непрерывно поддерживать и воспроизводить», представляющую собой «вещественный и духовный аппарат», с помощью которого человек решает свои задачи. «Культура - определитель человеческого поведения»
По подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры, за первую половину ХХ в.– 157; в настоящее время используется 400-500 определений культуры.
Наиболее восстребованными являются функциональный и информационный подходы:
- информационный - культура рассматривается как весь объем информации, как своего рода текст – система символов и значений, которая требует своей интерпретации и объяснения ( Ю.М. Лотман);
- технологический - человеческая деятельность есть социально направленная активность людей, культура же – это способ ее существования»; культура включает в себя и результаты/продукты деятельности (Армянская школа соц. философии, С.А. Арутюнов)
Культура – это внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности и его результаты.
Слайд 4Различают «этническую культуру» и «культуру этноса». Первое понятие является более узким и
Различают «этническую культуру» и «культуру этноса». Первое понятие является более узким и
включает в себя те уникальные черты культуры, которые отличают один этнос от другого. Второе понятие более широкое, под ним подразумевается вся культура, присущая тому или иному народу, включая заимствованные у других народов элементы.
Традиционная / этническая культура сопровождает становление этноса и имеет адаптивный характер.
Концепции культурно-хозяйственного типов и историко-этнографических областей
В 1901 г. при обсуждении устройства экспозиций Этнографического отдела Русского музея Д.А. Клеменцем была предпринята попытка выделения культурно-хозяйственных типов.
В 1912 г. немецкий географ Э. Банзе опубликовал статью «География», в которой он предложил выделить крупные области (Erdteile), где географическая среда сочеталась с «культурной индивидуальностью».
В 1910-1920-х гг. Ф. Гребнером и В. Шмидтом была сформулирована гипотеза о существовании первичных культурных кругов.
В СССР теория культурных кругов получила развитие в работе В.Г. Богораза «Распространение культуры на Земле. Основы этногеографии» 1928 г.
Окончательное оформление теория хозяйственно-культурных типов (ХКТ) получила в работах советских этнографов М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова: ХКТ – это комплекс хозяйства и культуры, исторически сложившийся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в схожих условиях среды.
Одновременно была создана теория историко-этнографических/историко-культурных областей (ИЭО/ИКО), под которыми понимаются регионы, где вследствие длительного обитания разных народов на одной территории, в результате общности исторических судеб возникает культурная общность. Близкие историко-этнографические области могут быть объединены в историко-этнографические провинции, кроме того они могут дробиться на более мелкие районы и подобласти.
На этнографической карте мира выделялось 16 историко-этнографических провинций.
В советской этнографии теории ХКТи ИКО были скорректированы формационным подходом.
Традиционная / этническая культура сопровождает становление этноса и имеет адаптивный характер.
Концепции культурно-хозяйственного типов и историко-этнографических областей
В 1901 г. при обсуждении устройства экспозиций Этнографического отдела Русского музея Д.А. Клеменцем была предпринята попытка выделения культурно-хозяйственных типов.
В 1912 г. немецкий географ Э. Банзе опубликовал статью «География», в которой он предложил выделить крупные области (Erdteile), где географическая среда сочеталась с «культурной индивидуальностью».
В 1910-1920-х гг. Ф. Гребнером и В. Шмидтом была сформулирована гипотеза о существовании первичных культурных кругов.
В СССР теория культурных кругов получила развитие в работе В.Г. Богораза «Распространение культуры на Земле. Основы этногеографии» 1928 г.
Окончательное оформление теория хозяйственно-культурных типов (ХКТ) получила в работах советских этнографов М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова: ХКТ – это комплекс хозяйства и культуры, исторически сложившийся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в схожих условиях среды.
Одновременно была создана теория историко-этнографических/историко-культурных областей (ИЭО/ИКО), под которыми понимаются регионы, где вследствие длительного обитания разных народов на одной территории, в результате общности исторических судеб возникает культурная общность. Близкие историко-этнографические области могут быть объединены в историко-этнографические провинции, кроме того они могут дробиться на более мелкие районы и подобласти.
На этнографической карте мира выделялось 16 историко-этнографических провинций.
В советской этнографии теории ХКТи ИКО были скорректированы формационным подходом.
Слайд 5Функции культуры
Ю.В. Бромлеем все функции культуры были разделены на технические (инструментальная,
Функции культуры
Ю.В. Бромлеем все функции культуры были разделены на технические (инструментальная,
нормативная, сигнификативная и коммуникативная) и специфические (эстетическая, познавательная, религиозная и т.д.). Отдельно им была выделена этническая функция культуры, связанная с совокупностью этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры, между которыми существует тесная связь.
В современной этнологии не существует однозначного подхода к определению функций культуры.
Чаще всего среди них называют: познавательную (постижение окружающего мира); исторической преемственности (передача социальной наследственности между поколениями); семиотическую (создание системы знаков, без овладения которыми нельзя постичь содержание культуры); регулятивно-нормативную (регуляция различных видов деятельности членов группы); аксиологическую (выработка системы ценностей для носителей культуры); коммуникативную (обеспечение условий и средств, необходимых для общения); социальной интеграции и консолидации (формирование условий для устойчивости группы людей); гуманистическую (совершенствование склонностей и способностей человека).
Уровни культуры
Культура имеет неоднородный характер
В.И. Ленин – ст. «Критические заметки по национальному вопросу» (1913 г.) - в каждой национальной культуре присутствует две культуры – реакционная и демократическая; кроме того, существует общая, интернациональная культура пролетарского движения
Бромлей Ю.В. выделял следующие уровни культуры: макромасштабный (общечеловеческий), континентальный., уровень историко-этнографических областей, метаэтнический (объединение нескольких, как правило родственных) этносов), этнический, субэтнический.
В современной этнологии не существует однозначного подхода к определению функций культуры.
Чаще всего среди них называют: познавательную (постижение окружающего мира); исторической преемственности (передача социальной наследственности между поколениями); семиотическую (создание системы знаков, без овладения которыми нельзя постичь содержание культуры); регулятивно-нормативную (регуляция различных видов деятельности членов группы); аксиологическую (выработка системы ценностей для носителей культуры); коммуникативную (обеспечение условий и средств, необходимых для общения); социальной интеграции и консолидации (формирование условий для устойчивости группы людей); гуманистическую (совершенствование склонностей и способностей человека).
Уровни культуры
Культура имеет неоднородный характер
В.И. Ленин – ст. «Критические заметки по национальному вопросу» (1913 г.) - в каждой национальной культуре присутствует две культуры – реакционная и демократическая; кроме того, существует общая, интернациональная культура пролетарского движения
Бромлей Ю.В. выделял следующие уровни культуры: макромасштабный (общечеловеческий), континентальный., уровень историко-этнографических областей, метаэтнический (объединение нескольких, как правило родственных) этносов), этнический, субэтнический.
Слайд 6Системный характер культуры.
В рамках культуры каждого этноса выделяются подсистемы : природно-экологическая
Системный характер культуры.
В рамках культуры каждого этноса выделяются подсистемы : природно-экологическая
(взаимодействие с природной средой), общественно-экологическая (взаимодействие с социальной средой); культура жизнеобеспечения; социорегулятивная (поддержание системы как единого целого) с 3 сферами: соционормативная, гуманитарная и когнитивная, на стыке которых существует особая сфера культуры – политическая.
С позиции аксиологического подхода культура как система представляется в виде центральной зоны (ядра), состоящей из этнических ценностей и периферии. Понятие центральной зоны было введено американским социологом Э. Шилзом (1911-1995 гг.), который понимал под ним в «свернутом» виде ценности и верования данного общества.
Вокруг центра культуры формируется этническая картина мира, которая может меняться в течение этнической истории. Сама же центральная зона остается неизменной, обеспечивая устойчивость традиционного сознания и традиционной культуры.
С центральной зоной культуры связано понятие нормы – набора правил поведения и восприятия мира, являющийся обязательным для членов этнокультурной общности.
Наряду с ядром (традиционной культурой этноса) существуют многочисленные субкультуры.
Формой трансформации традиционной культуры становится народная культура, а также элитарная и массовая культура.
Политическое самоопределение этноса связано с формированием национальной культуры.
С позиции аксиологического подхода культура как система представляется в виде центральной зоны (ядра), состоящей из этнических ценностей и периферии. Понятие центральной зоны было введено американским социологом Э. Шилзом (1911-1995 гг.), который понимал под ним в «свернутом» виде ценности и верования данного общества.
Вокруг центра культуры формируется этническая картина мира, которая может меняться в течение этнической истории. Сама же центральная зона остается неизменной, обеспечивая устойчивость традиционного сознания и традиционной культуры.
С центральной зоной культуры связано понятие нормы – набора правил поведения и восприятия мира, являющийся обязательным для членов этнокультурной общности.
Наряду с ядром (традиционной культурой этноса) существуют многочисленные субкультуры.
Формой трансформации традиционной культуры становится народная культура, а также элитарная и массовая культура.
Политическое самоопределение этноса связано с формированием национальной культуры.