Евгений Онегин создания романа

Содержание

Слайд 2

Этот урок поможет вам:
определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе

Этот урок поможет вам: определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе
и в творчестве самого А.С.Пушкина;
выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике;
выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта;
понять жанровое и композиционное своеобразие романа.

Слайд 3

История создания романа

Написание романа заняло у Пушкина более семи лет

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823
(1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г.
В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Слайд 4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА Кроме того, тогда же в Болдино была написана и
глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Слайд 5

ЖАНР РОМАНА

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история

ЖАНР РОМАНА Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история
отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора).
Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).

Слайд 6

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и
и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».
Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это:
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол…

Слайд 7

ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЙ

В ходе длительной работы над романом замысел его менялся,

ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЙ В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и
и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий:
Я кончил первую главу:
Пересмотрел все это строго,
Противоречий очень много.
Но их исправить не хочу…

Слайд 8

В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной

В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене
смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.

Слайд 9

Композиция.
«Поэзия действительности»

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности

Композиция. «Поэзия действительности» Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга),
(два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность.
Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Слайд 11

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе
основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

Слайд 12

Можно выделить главные приемы:
Принцип «противоречий»
Творческий процесс создания романа на глазах читателя
Прихоть,

Можно выделить главные приемы: Принцип «противоречий» Творческий процесс создания романа на глазах
каприз Автора как творческий импульс
Свобода как главная составляющая творчества
Переключение интонаций, множественность точек зрения
Система ассоциаций
Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.

Слайд 13

Роман написан в форме дневника Автора, в котором серьезное мешается с

Роман написан в форме дневника Автора, в котором серьезное мешается с легкомысленным:
легкомысленным: преклоняется перед возлюбленной и флиртует на балу.
Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.), сопутствующая история главных героев.