Евреи и нееврейская еда: законы и практика

Содержание

Слайд 2

Евреи и нееврейская еда: законы и практика

Евреи и нееврейская еда: законы и практика

Слайд 3

Сегрегация от иноверцев
Ашкеназ vs Сефарад, Италия
Внутригрупповая сегрегация
«…ибо у них в руках

Сегрегация от иноверцев Ашкеназ vs Сефарад, Италия Внутригрупповая сегрегация «…ибо у них
нет ни одного закона из талмудических законов шхиты» (Пиркой бен Бавой)
«некоторые евреи» vs «богобоязненные»

Слайд 4

Вино

Запрет Торы на «вино для возлияний» — нечисто, нельзя ни пить, ни

Вино Запрет Торы на «вино для возлияний» — нечисто, нельзя ни пить,
«извлекать выгоду»
Раввинистический запрет на «обыкновенное» нееврейское вино (также масло и хлеб) «из-за их дочерей» (ВТ Авода зара 36б) – нельзя пить

Слайд 5

В мусульманском окружении

«Ясно, что вино не связано с их богослужением и они

В мусульманском окружении «Ясно, что вино не связано с их богослужением и
считают его греховным, поэтому мы не должны строго подходить к этому вопросу и не должны опасаться “возлияний”. [В отличие от времен Йегудая Гаона] нынче они считают того, кто пьет вино, совершающим мерзость, и нет следа вина в мусульманском богослужении […] Христине же совершают возлияния…» Гай(я) Гаон
То же самое относится ко всем неевреям, которые не занимаются идолопоклонством, как исмаильтяне: их вино запрещено к употреблению, но разрешено извлекать из него выгоду, и так учили все гаоны. Христиане же идолопоклонники, и их обыкновенное вино запрещено к извлечению выгоды. Во всех подобных случаях: если нееврей идолопоклонник, из его вина запрещено извлекать выгоду; если же он не идолопоклонник, вино запрещено лишь к употреблению. Рамбам, Мишне Тора

Слайд 6

В христианском окружении

Учитель наш обнаружил в респонсе гаона мнение, что, поскольку нынешние

В христианском окружении Учитель наш обнаружил в респонсе гаона мнение, что, поскольку
неевреи не умеют совершать возлияния, ибо они обыкновенно не окропляют своим вином в своем идолопоклонстве, их вино должно быть разрешено для извлечения выгоды […] Наш учитель полагается на это мнение и позволяет извлечение выгоды из «вина возлияния», данного еврею [в уплату долга] во время сезона урожая или в течение года. Такое вино, однако, не должно храниться в бочках в его доме, […] ибо это может привести к ошибке [еврей может случайно выпить его вместо другого вина]. Даже если он хранит вино в доме нееврея, это тоже запрещено по другой причине, а именно потому, что таким образом он показывает неуважение к словам мудрецов и их постановлениям, извлекая выгоду из того, из чего они запрещали извлекать выгоду. И хотя мы полагаем, что в наши дни разрешено извлекать выгоду [из нееврейского вина] по причине финансовых убытков, которые еврей понесет в противном случае, мы не должны быть слишком снисходительны в этом вопросе. Подобает воздерживаться от этой практики насколько возможно.
Раши в изложении Рашбама

Слайд 7

На практике / Италия, Испания (XIII в.)

«Многое можно сказать о винах нашего

На практике / Италия, Испания (XIII в.) «Многое можно сказать о винах
королевства с точки зрения галахи […] Говорили бы мы с глазу на глаз, я бы рассказал тебе, но я не буду этого писать, ибо такие вещи не следует писать, и не вопрошай об этом».
Исайя де Трани, респонс # 120
«Есть люди [сефарды], которые покупают вино во время сбора урожая в деревнях у неевреев в их домах, и неевреи отмеряют это вино и продают его евреям в своих мехах…»
Авраам бар Натан а-Ярхи, Сефер а-манхиг
«С незапамятных времен наши предки в Италии пили обыкновенное вино». Леон де Модена, 1608

Слайд 8

Христиане и еврейская еда

Христиане и еврейская еда

Слайд 9

||-м кашрута и деления на эллина/иудея

Петр … почувствовал он голод, и хотел

||-м кашрута и деления на эллина/иудея Петр … почувствовал он голод, и
есть. Между тем, как приготовляли, он пришёл в исступление
и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
в нём находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
… Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. …
Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
Тогда Петр … пошёл с ними. …
И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
Посему я, будучи позван, и пришёл беспрекословно. Деян 10-11

Слайд 10

Все клирики [в Агде добавлено: и миряне] должны избегать трапез иудеев или

Все клирики [в Агде добавлено: и миряне] должны избегать трапез иудеев или
приглашать их к трапезе. Поскольку они не признают обычной пищи, которую подают христиане, неподобающе и святотатственно и для христиан потреблять их пищу. Это потому, что они считают то, что мы едим с позволения Апостола, нечистым, и поэтому клирики [в Агде заменено на: «католики»] будут чувствовать себя ниже евреев, если мы будем есть то, что они подают, в то время как они презирают то, что предлагаем мы.
Каноны соборов в Ванне (Бретань, 491) и Агде (Нарбонна, 506)

Слайд 11

Об этом, к примеру, я говорил христианам такими словами: Если есть человек,

Об этом, к примеру, я говорил христианам такими словами: Если есть человек,
который любит и предан своему господину, и он знает, что есть кто-то, кто враг его господину, […] он не захочет быть другом этого человека или его сотрапезником. А если он будет таковым и его господин узнает об этом, он сочтет, что тот неверен ему. И поэтому, поскольку мы знаем, что евреи – хулители и люди, которые проклинают Господа Бога нашего Христа и его христиан, мы не должны есть и пить вместе с ними, в соответствии с правилом, данным давным-давно нашими святыми отцами в их словах и действиях [Ефрем Сирин].
…и что ни один христианин не должен покупать мясо убитого и разделанного евреем животного и продавать его другим христианам; и что они не должны пить их вино, и т.п. … Ибо обычай евреев состоит в том, что когда они убивают животное, чтобы его съесть, убивают тремя порезами ножом, чтобы оно не задохнулось, если при вскрытии внутренностей обнаруживается, что печень повреждена, или легкое смещено вбок, или в нем есть воздух, или желчь не найдена и т.п., мясо считается нечистым для евреев и продается христианам, и такое мясо называется оскорбительным выражением «христианская скотина». […]
…они говорят, что твои советники настроены против нас из-за них, ибо мы запрещаем христианам пить их вино; когда, пытаясь оспорить это, они хвастаются, что получили от христиан много-много фунтов серебра за вино и не могут найти во всех наших канонах причину, почему христиане должны отказываться от их еды и питья…
Агобард Лионский, О еврейской наглости

Слайд 12

«мы просим», «мы предупреждаем», «мы требуем», «мы приказываем», «чтобы нам не пришлось

«мы просим», «мы предупреждаем», «мы требуем», «мы приказываем», «чтобы нам не пришлось
самим приложить руки к исправлению этого зла» Иннокентий III
vs
«Им разрешается продавать христианам те части зарезанных ими животных, которые запрещены им в пищу по их закону, и христианам разрешается это мясо покупать». Привилегия Рудигера евреям Шпейера
«Они должны иметь разрешение, кроме того, продавать христианам их вино, краски, лекарства». Привилегия Генриха IV евреям Шпейера

Слайд 13

Мусульмане: отношение к кашруту и покупке мяса у евреев

Мусульмане: отношение к кашруту и покупке мяса у евреев

Слайд 14

Иудеям же Мы запретили [есть мясо] всех имеющих копыто [животных], а из

Иудеям же Мы запретили [есть мясо] всех имеющих копыто [животных], а из
[мяса] коров и овец мы запретили им жирную часть, кроме сала на спинном хребте, или же нутряного сала, или того, что смешалось с костями. Так наказали мы их за их нечестие. Воистину, Мы правдивы. (Коран 6:146)

Слайд 15

Маликитский мазхаб: Если еврей забивает животное, запрещенное евреям [Писанием], мусульманину не разрешается

Маликитский мазхаб: Если еврей забивает животное, запрещенное евреям [Писанием], мусульманину не разрешается
есть это мясо. Мы не должны ни есть, ни извлекать выгоду из каких бы то ни было частей мяса, запрещенного им [реконструируют библейский запрет по Корану]. Что касается того, что не запрещено им в книге, а скорее, некоторые из них запрещают это – к примеру, аль-тариф и тому подобное – если мы едим это или извлекаем выгоду, то это заслуживает порицания, ибо это не часть их пищи. Абд аль-Малик ибн Хабиб (IX в.)

Слайд 16

Захиритский мазхаб:
Они [малики] – да поможет Бог и нам, и им –

Захиритский мазхаб: Они [малики] – да поможет Бог и нам, и им
считают, что нельзя есть животных, забитых евреями, насчет которых есть разногласия между старейшинами евреев – да проклянет их Бог, и они [малики] знают даже о противоречиях между Гилелем и Шамаем, двумя старейшинами рабанитов!
Даже если еврей забьет верблюда или зайца, нам позволяется есть это мясо, ибо нам нет дела до того, что Тора позволяет или запрещает им. … Коран говорит, … что исламская вера отменила все прежние законы и что, если кто слушается сказанного в Торе или Евангелиях вместо того, чтобы следовать Корану, он неверный идолопоклонник … Бог отменил все законы Торы, Евангелий и прочих религий и сделал закон ислама обязательным для всех существ – божественных и человеческих. Ничто не запрещено кроме того, что запрещает закон ислама; ничто не разрешено кроме того, что он разрешает; ничто не требуется кроме того, что он требует.
Ибн Хазм, Аль-мухалла (XI в., Андалусия)

Слайд 17

Экономическая подоплека: мясные рынки в городах Короны Арагона

Экономическая подоплека: мясные рынки в городах Короны Арагона

Слайд 18

(1) Кастельон де ла Плана
1342 жалоба еврейской общины королю на нехватку

(1) Кастельон де ла Плана 1342 жалоба еврейской общины королю на нехватку
мяса (приведет к упадку худерии) => разрешает покупать у христианских мясников.
Нарекания, что христиане покупали мясо у еврейских или сарацинских мясников в дни Великого поста.
1440-е гг. Запрет сарацинским мясникам продавать мясо христианам. 1470-е – разрешение на 100 лет продавать (важный источник дохода для мусульманской альхамы).
1475 известие о том, что христиане отказались покупать мясо с христианских «столов», так как разделывал мусульманин.
1495 мусульмане договорились не покупать мясо в христианских лавках, даже если разделывал мусульманин.

Слайд 19

(2) Тортоса
1321 Мусульманская альхама требует своего рынка, отдельного от еврейского
=> Жауме

(2) Тортоса 1321 Мусульманская альхама требует своего рынка, отдельного от еврейского =>
II разрешает, за 600 су в год
=> Евреи возмущаются, утверждая, что мусульмане обязаны покупать их трефное мясо:
«упомянутые евреи утверждали, что упомянутые сарацины должны покупать трефное мясо (de carnibus trufatis) у этих евреев на мясном рынке в Тремолинсе [квартал], а не в другом месте, сарацины же утверждают обратное» (Архив Короны Арагона С 196: 232v).
=> Король позволяет мусульманам из других городов покупать мясо у евреев; помещает мусульманский мясный рынок внутри мусульманского квартала, чтобы ограничить клиентуру.
1328: конфликты мусульманской альхамы по поводу мясного рынка уже не с евреями, а с городским советом из-за налогов.