Слайд 2 В среде Евреев диаспоры наиболее распространён идиш (буквально "еврейский", еврейско-немецкий, "жаргон")
- язык ашкеназов, зародился в Германии в 10-12 веках как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов среднего Рейна (район Майнц-Вормс-Шпейер), с 14-15 веков идиш был перенесён еврейскими мигрантами на территорию Речи Посполитой в славянское окружение.
Слайд 3 Идиш использует квадратное еврейское письмо с 12 века, включает диалекты: северо-восточный
(Литва, Белоруссия, Восточная Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская области России); центральный (Польша, Западная Галиция); юго-восточный (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части Евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. человек накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле.
Слайд 4Большинство верующих Евреев - иудаисты; у иудаистов этническое и конфессиональное самосознание часто
слиты воедино; согласно традиционному взгляду, переход Евреев в другую религию был равносилен переходу в другой народ, а принимавшие иудаизм иноверцы считались Евреями. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное
Слайд 5В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав Евреев в большинстве
стран Европы начался процесс сближения Евреев Западной Европы с местными народами, отход Евреев от ортодоксального иудаизма, языка идиш; распространились смешанные браки. Евреи Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях Евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во 2-й половине 19 века к расширению миграций Евреев.
Слайд 6 Более 2 млн. Евреев переселилось в конце 19 - начале 20
века в Северную Америку;
с конца 19 века с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех Евреев в Палестину, началась миграция Евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.
.
Слайд 7Этническое развитие Евреев было приостановлено массовым геноцидом Евреев Европы, осуществлённым германским фашизмом,
в результате которого погибли 6 млн. Евреев.
После войны часть еврейского населения европейских, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в США, а также в Палестину, где в 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.
Слайд 8Традиционное хозяйство древних Евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные
культуры, фруктовые деревья).
В диаспоре неполноправный социально-экономический статус Евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства.
Большинство Евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством.
Слайд 9Традиционные формы поселения- еврейские кварталы гетто, отделённые стеной от остальной части города;
в Восточной Европе - местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где Евреи составляли большинство.
Слайд 10Обязательными элементами поселения были синагоги
сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту,
где был прежде храм иерусалимский. Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше.
В середине синагоги находится бима, где производится чтение Священного Писания; у восточной стены — ковчег, где хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в иерусалимском храме ковчегу.
Помещение для женщин отделено
от помещения для мужчин.
Слайд 11Обязательными элементами ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), еврейское кладбище.
Основу традиционной
социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал)
Слайд 12Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями -
специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.
Слайд 13Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм.
Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении.
Слайд 14Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской
костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Слайд 15Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных
и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками.
Слайд 16Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки,
лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов - фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т.п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) .
Слайд 17Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём
заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшпил). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.
Слайд 18Подавляющее большинство Евреев России относится к группе ашкеназов. До Второй мировой войны
сохранялось подразделение на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в западных районах современных Брянской, Смоленской областей и на юге Псковской области; украинские Евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; польские Евреи; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиционной еврейской культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции
Слайд 19Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5000-5200 тыс. Евреев, т.е. треть
еврейского населения мира. Уничтожение Евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских Евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.
Слайд 20У сефардов и ашкеназов всё разное. Разные разговорные языки — у ашкеназов идиш, возникший
на основе немецкого, у сефардов — ладино, выросший из испанского.
Разная традиционная одежда — сефарды, если они жили в мусульманских странах, одевались так же, как приверженцы ислама, а религиозные ашкеназы до сих пор носят одежду, сшитую по европейском моде XIX века.
Разная еда — в Средиземноморье любили оливковое масло, овощи и фрукты, в Восточной Европе — фаршированную рыбу и чолнт.
Разная музыка — клезмер у ашкеназов, баллады у сефардов.
Традиции тоже отличаются. Сефарды, например, могут есть на Песах рис, фасоль и семечки, что категорически запрещено ашкеназам.
В день перед свадьбой у ашкеназов принято поститься. А у сефардов такого обычая нет
Слайд 21Но, несмотря на это, сефарды и ашкеназы — ветви одного народа. Сейчас, в Израиле
и те, и другие говорят на иврите, их дети учатся в одних и тех же школах и вместе служат в армии. Однако обе этнические группы стараются сохранить свои традиции, язык и культуру, ведь именно их разнообразие и делает еврейский народ уникальным.
Слайд 22Домашнее задание
Сообщения
1вариаинт Горские евреи
2 вариант Крымчаки и караимы
Слайд 23С 1-й половины 19 века с присоединением районов со значительным еврейским населением
на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины Евреев мира. Евреи составили 4-й по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном Евреи проживали в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце 19 века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении 20 века
Слайд 24После отмены "черты оседлости" (1917) и гражданской войны началась массовая миграция Евреев
в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки). Евреи-мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения Евреев, в 1920-30-е годы (до 1938-39) развивались общественная жизнь и культура на идиш (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные, партийные институты и т.д.).