Фарерские баллады

Содержание

Слайд 2

ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА

В. П. Берков «белое пятно скандинавистики»
Фарерский язык
Примерно 48000 носителей (2009)
Язык близок

ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА В. П. Берков «белое пятно скандинавистики» Фарерский язык Примерно 48000
исландскому и западным
норвежским диалектам
Развитая морфология (4 падежа,
склоняемый артикль)

Слайд 3

ФАРЕРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

До середины XIX в. – нет устойчивой орфографической нормы!
Венцеслав Ульрик

ФАРЕРСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК До середины XIX в. – нет устойчивой орфографической нормы!
Хаммерсхаймб (V. U. Hammershaimb) – создатель нормы
Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами
Основа – нормализованный древнеисландский язык
1906 г. - изучение в школах фарерского языка в качестве особого предмета наряду с датским,
с 1939 г. на нем ведется преподавание всех предметов.

Слайд 4

ЛИТЕРАТУРА ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ

1) народные баллады,
2) письменная литература на датском языке,
3) письменная литература

ЛИТЕРАТУРА ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ 1) народные баллады, 2) письменная литература на датском языке,
на фарерском языке.
Исполнение баллад до сих пор – живая традиция!
Размер – четырехстрочная строфа с припевов
Старейшие баллады – XIV в.
Расцвет – XVII в.
Темы – средневековые романы, древние сказания (Сигурд, Тристан и Изольда)

Слайд 5

Начало XVIII в. – первые попытки записать фарерские баллады
Йенс Кристиан Свабо (1746–1824)

Начало XVIII в. – первые попытки записать фарерские баллады Йенс Кристиан Свабо
– около 50 баллад
Венцеслав Ульрик Хаммерсхаймб (1819–1909) – положил начало изданию фарерских баллад
«Прядь о Локи» – в издании Хаммерсхайба!
Два раздела: «Песни о Шууре» («Sjurðar kvæði») — 15 песен;
«Прядь о Локи» («Lokka táttur») — 1 песнь
Свен Грунтвиг, Ёрген Блок (Jörgen Bloch) - "Свод фарерских песен" (Corpus carminum Færoensium, 1872-1876 гг.)

Слайд 6

«ПРЯДЬ О ЛОКИ»

«прядь» (фар. táttur) ‘часть баллады или песни’ (собственно фарерское значение),

«ПРЯДЬ О ЛОКИ» «прядь» (фар. táttur) ‘часть баллады или песни’ (собственно фарерское
т. е. текст стихотворный.
‘краткое прозаическое повествование’ – применительно к скандинавской литературе
Бонд – центральное лицо скандинавской средневековой истории, свободный крестьянин, член народного собрания (тинга), основа земельного ополчения
Шв. Bonde «крестьянин»
Кто помогает бонду спрятать сына?

Слайд 7

Один – «конунг асов»
Ведет ли он здесь себя как «конунг»?
Хёнир – бог-заложник,

Один – «конунг асов» Ведет ли он здесь себя как «конунг»? Хёнир
живущий с ванами; вдохнул жизнь в первого человека
Сотворил человека вместе с Одином и Локи!
Локи – бог-трикстер
Созидатель и разрушитель
Насмешник
Противоречивая и двуликая полнота жизни
«Смех есть оружие уничтожения» (В. Пропп)

Слайд 8

13 «Тут посиди безо всякой боли,
как позову я, выйди на волю!
14. Тут

13 «Тут посиди безо всякой боли, как позову я, выйди на волю!
посиди, без тоски, без бед,
Как позову я, выйди ко мне!»
30. «Тут посиди безо всякой боли,
как позову я, выйди на волю!
31.Тут посиди, без тоски, без бед,
Как позову я, выйди ко мне!»

55. «Тут посиди безо всякой боли,
как позову я, выйди на волю!
56. Тут посиди, без тоски, без бед,
Как позову я, выйди ко мне!»

Слайд 9

ПОВТОРЫ

Контактные и дистантные
Для контактных: принцип троекратного повторения!
Принцип, способствующий фиксации текста)
Дистантные повторы –

ПОВТОРЫ Контактные и дистантные Для контактных: принцип троекратного повторения! Принцип, способствующий фиксации
связаны с повторами в фабуле.
От одной строки до пяти строф!
Использование повторов – шаг на пути к фиксированному тексту!
(Д.И. Пиотровский)

Слайд 10

МОТИВ В БАЛЛАДЕ

Почему «конунг асов» оказывается посрамлен?
Почему Локи удается помочь бонду?
Какие черты

МОТИВ В БАЛЛАДЕ Почему «конунг асов» оказывается посрамлен? Почему Локи удается помочь
Локи отражены в балладе?
Мотив –
1) схема, формула, единица сюжета в виде некоего элементарного обобщения (например, бой отца с сыном, отравление жениха невестой)
2) конкретное текстовое воплощение (конкретный текст, например, «Лорд Рэндал»).
Мотив – превращение, изменение облика

Слайд 11

«СВАДЬБА КОРОЛЕВЫ ДАГМАР»

От королевы богемской наказ -?
Богемия – западная область современной Чехии
Первый

«СВАДЬБА КОРОЛЕВЫ ДАГМАР» От королевы богемской наказ -? Богемия – западная область
дар – освобождение епископа
Вальдемара
Вторая просьба:
И дар второй, от сердца,
Прошу я, видит бог:
С узников снять оковы,
С пахарей снять налог»

Пржемысл Оттокар I

Слайд 12

«СВАДЬБА КОРОЛЕВЫ ДАГМАР»

Баллада о «доброй королеве»
Примеры?
Английская легенда о леди Годиве
Годива = Godgifu

«СВАДЬБА КОРОЛЕВЫ ДАГМАР» Баллада о «доброй королеве» Примеры? Английская легенда о леди
«Божий дар»
Жена Леофрика
Ковентри
Согласилась проехать обнаженной по городу
для избавления народа от налогов