fef20da623470c61

Содержание

Слайд 2

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр  ( 21 июня 1905 — 15 апреля 1980)


- французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, 
драматург и эссеист, педагог.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр ( 21 июня 1905 — 15 апреля 1980)
года, от которой отказался.

Слайд 3

Философские и теоретические работы


“Воображение” (1936);
“Эскиз теории эмоций” (1939);
“Воображаемое. Феноменологическая

Философские и теоретические работы “Воображение” (1936); “Эскиз теории эмоций” (1939); “Воображаемое. Феноменологическая
психология воображения” (1940);
“Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии” (1943);
“Экзистенциализм — это гуманизм” (1946);
“Ситуации”: В 6 т. (1947 — 1964);
“Проблема метода” (1957);
“Критика диалектического разума. Т. 1. Теория практических ансамблей” (1960).
Наиболее известными художественными произведениями Ж.-П. Сартра являются:
роман “Тошнота” (1938);
сборник новелл “Герострат” (1939);
романная трилогия “Дороги свободы”: В 3 т. (1946 — 1949);
пьесы “Мухи” (1943),
“За запертой дверью” (1944),
“Альтонские затворники” (1960).

Слайд 4

Основы философии

Посылка, от которой отталкивается Сартр, выстраивая экзистенциальную философию, состоит в

Основы философии Посылка, от которой отталкивается Сартр, выстраивая экзистенциальную философию, состоит в
том, что существование (existentia) предшествует сущности. То есть человек рождается, а уже затем его сущностью становится все то, что он нарабатывает в течение жизни. Из этой посылки следует несколько далеко идущих выводов.

Слайд 5

Во-первых, что в построениях Сартра нет места Богу, пусть даже вынесенному за

Во-первых, что в построениях Сартра нет места Богу, пусть даже вынесенному за
скобки в качестве перводвигателя или Автора проекта.
Во-вторых, что человек становится человеком не сразу после рождения, а лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам.
В-третьих, что человек, получивший во владение свое собственное бытие, получает в придачу и всю ответственность за него.

Слайд 6

Эта ответственность распространяется не только на его личное существование, но и на

Эта ответственность распространяется не только на его личное существование, но и на
всех людей вообще. Человек выходит за рамки своей субъективности и, выбирая себя, выбирает одновременно других людей.

Далее - уже проще. Ни один нормальный человек не пожелает себе зла, ибо зло не является ценностью. То, что человек выбирает, - всегда благо. Но это благо для нас не всегда является и благом для всех.
Человек, свободный в своем выборе блага, изобретает свой собственный закон. Ведь над ним нет Бога, который дал бы ему идеи блага и закона. А раз нет Бога, то, ссылаясь на авторитет Раскольникова, Сартр утверждает, что "все дозволено". Собственно, в этом и состоит исходный пункт экзистенциализма.
Таким образом, человек "осужден быть свободным": заброшенный в мир волею тупых родителей, он отныне отвечает за все, что сделает. Выбирая собственную свободу, он выбирает и свободу для остальных, то есть ищет цель вовне. Так экзистенциализм становится учением о действии.

Слайд 7

Философская концепция

Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие

Философская концепция Свобода Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является
свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Слайд 8

Философская концепция

Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как

Философская концепция Отчуждение С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр
отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.