Слайд 2В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об
окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.
Слайд 3Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми
народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.
Слайд 4Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и
в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.
Слайд 5Виды легенд и преданий по сюжетам:
Космогонические мифы.
Колдовской эпос – предания о колдунах.
Предания
о местных героях, «силачах».
Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной деятельности.
Происхождение названий мест, появление обычаев.
Происхождение животных, птиц.
Слайд 6Основные герои легенд и преданий
Божества
Духи-хозяева
Злые духи
Чудовища
Богатыри
Колдуны
Слайд 7 Божества
Войпель – могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались
с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов.
Ен – один из братьев-близнецов, создавших, по представлениям коми, мир. Предстаёт в виде лебедя, утки или голубя, или же в виде лягушки.
Омоль – «сотворец» Ена в образовании мира. Мнение о его доле участия в этом творении противоречиво. Он либо лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Либо же Омоль предстает как равноправный с Еном создатель мира.
Слайд 8Духи-хозяева
Васа – водяной дух-хозяин, мог представать перед людьми в различном облике. Иногда
появлялся на берегу в человеческом обличье. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.
Ворса – лесного духа, живым воплощением которого или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда Войпель летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча.
Олыся – домовой, дух-хозяин дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия обитателей дома и домашнего скота.
Пывсянса – наиболее грозный из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С его проказами связывали угар или даже связывали смерть в бане. Отношения с банником были строго регламентированы.
Слайд 9Злые духи
Дзидзи – дух, крадущий и подменяющий детей. Считалось,что Дзидзи похищал оставленных
без присмотра детей, о их дальнейшей судьбе сведений не имеется. Он обладал антропоморфным обликом, хотя значительно отличался от обычных людей.
Калян – высокая девушка с длинными косами и синими глазами, одетая в шелковый синий сарафан и новые башмаки. Она варила в колодце пельмени, приглашала людей угощаться ими. Когда Калян обливали кипятком, она скрывалась в колодце или в реке.
Кикимера – зловредный дух, который поселялся в доме и досаждал его обитателям. Считалось, что в новый дом Кикимеру подселяли плотники, обиженные чем-либо хозяином. Основными действиями, приписываемыми Кикимеру являются разбрасывание различных предметов и создание ночных звуковых эффектов.
Кывтом - существо, которое было лишено языка охотником, напоившим его предварительно вином, за то что он ему досаждал. За полученное увечье Кывтом стал мстить людям, насылая на них простудные заболевания. Деятельности Кывтома приписывали болезни горла и носа, насморк, чихание, головную боль.
Слайд 10Чудовища
Виж паськома морт – лесной обжора-людоед.
Гундыр - традиционный образ сказочного чудовищного
великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. Чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу. Носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе.
Яг морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.
Слайд 12Богатыри
Кудым – сын вождя рода иньвенских коми, который одновременно был жрецом-памом, т.е.
совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. Кроме того, Кудым-Ош обладал колдовскими способностями, например, был неуязвим для топора.
Йиркап – богатырь, смастеривший лыжи из своего дерева-двойника. Сделанные Йиркапом из своего дерева лыжи (лыжина) обладали необыкновенной скоростью. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Удачливый охотник погубил синего оленя, оказавшегося на самом деле прекрасной дочерью колдуньи. Свою гибель Йиркап нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду. Вместе с Йикапом погибли и его лыжи.
Комтом Мартын - силач, герой преданий ижемских коми, согласно которым жил в с. Ласта (в 12-ти км от с. Ижма) и в любую погоду, зимой и летом ходил босиком. Обладал огромной силой.
Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и победитель лешего. Деяния Перы свидетельствуют о его богатырской силе.
Слайд 15Колдуны
Кыска – могучий печорский тун, виновный в смерти ревностной помощницы Стефана Пермского
– девушки Ульяны, утонувшей в Вычегде. На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.
Корт айка – могучий колдун. Железо было необходимым атрибутом Корт Айки. Основным занятием его было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Обладал неограниченной властью над стихиями. Был убит Стефаном Пермским. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.
Чикыш - сильная колдунья, главной или же одной из главных языческих жриц в древнем коми роде, главой которого былКудым-Ош. Могла наводить на людей порчу или же, наоборот, излечивала их и даже оживляла убитых. Ближайшими помощниками и друзьями Чикыша были лесной и водяной духи-хозяева.
Син пола морт родился с одним глазом, но был настолько зорким, что мог сосчитать число узелков, завязанных на бечеве, натянутой в семи километрах от него. Был способен вступать в контакт с душой-тенью других людей и получать от нее сведения о чьей-либо близкой смерти.
Слайд 17Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он
имел большое значение в воспитании детей.