Франческо Петрарка

Содержание

Слайд 2

Франческо Петрарка
(итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего

Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения
поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Валаама
Калабрийского.

Слайд 3

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище
убежище его отец, флорентийский нотариус Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы, родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.

Слайд 4

Здесь, во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и

Здесь, во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и получил
получил вкус к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.
По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Виргилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание, и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Слайд 5

Петрарка также известен первым, официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину

Петрарка также известен первым, официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину
Мон-Ванту, состоявшемся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него посещали вершину Жан Буридан и древние жители этой местности.
Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341).
Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци [1347], что испортило его отношение с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо) Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.

Слайд 6

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни
Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.
Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого Петрарка посетил по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—67), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Слайд 7

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию („Canzoniere“) и

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию („Canzoniere“) и разнообразные
разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Творчество

Слайд 8

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его
его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.
Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“) на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры».
Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая
картина любви поэта — Триумфы („Trionfi“), в которых
изображается победа любви над человеком, целомудрия над
любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью,
времени над славой и вечности над временем.

Италоязычное творчество

Слайд 9

«Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и

«Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное
комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Слайд 10

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к
к потомству („Epistola ad posteros“) излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — «О презрении к миру» („De contemptu mundi“" или „De secreto conflictu curarum suarum“, 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата („De remediis utriusque fortunae“, „De vita solitaria“ ("Об уединённой жизни"), „De otio religioso“ ("О монашеском досуге") и „De vera sapientia“). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки.
Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.
Особенно — в «Письмах без адреса» („Epistolae sine
titulo“), переполненных резкими сатирическими
выпадами против развратных нравов папской
столицы — этого «нового Вавилона».

Латинское творчество

Слайд 11

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым
воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.
Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия („Contra medicum quendam invectivarum libri IV“), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V („Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia“), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки („Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum“) и полемический трактат против авероистов („De sui ipsius et multorum ignorantia“).
Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в
его исторических сочинениях — „De rebus memorandis libri IV“ (сборник анекдотов и
изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по
этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во
второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём
многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку
создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке,
получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и „Vitae virorum
illustrium“ или „De viris illustribus“ («О знаменитых мужах») — биографии
знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка
Петрарки („Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV“ и „Epistolae seniles libri
XVII“), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к
его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).

Слайд 12


Меньше значения имеют речи Петрарки,
произнесённые им при разных торжественных

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его
случаях,
его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины („Itinerarium Syriacum“) и латинская поэзия —
эклоги, в которых он аллегорически изображает события из
своей личной жизни и современной ему политической истории („Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum“), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные
псалмы и несколько молитв.
Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти
в древней литературе основание и опору для выработки
нового миросозерцания и оправдания новых
потребностей.

Слайд 13


Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera

Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera
omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854—1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863—1867). Полное издание биографий знамен. людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки — Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae». По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки, законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В ее работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo)

Слайд 14

«Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
«Trionfi» («Триумфы»)
Диалог «De contemptu mundi» («De

«Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре «Trionfi» («Триумфы») Диалог «De contemptu
secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
трактаты:
«De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
«De vita solitaria», ок. 1346—1356
«De otio religioso», 1346—1356
«De vera sapientia»
инвективы:
«Contra medicum quendam invectivarum», 1355
«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
«De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
«De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
«Itinerarium ad sepulcrum Domini»
Письма (Послания):
«Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.
«Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374
«Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
«Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
«Variae» (Extravagantes), 65 писем
«Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем
«Itinerarium Syriacum»
Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
эпическая поэма «Африка», 1339—1342
De gestis Cesaris
Contra quendam magni status hominem
Collatio laureationis
«Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
Collatio coram Johanne rege
Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
Arringhe
Orationes
Testamentum

Список произведений

Имя файла: Франческо-Петрарка.pptx
Количество просмотров: 802
Количество скачиваний: 9