Футуризм в искусстве

Содержание

Слайд 2

Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление 10 -

Футуризм (от лат. futurum — будущее) - авангардистское направление 10 - 20-х
20-х годов ХХ века, отразившее стремление деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, индустриального века; искусство разрушающее старые традиции, приемы и каноны.

Слайд 3

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк В

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк В России
России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г.-выход первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы).

Слайд 4

Пабло Пикассо. Кубизм.

Кубофутуризм — направление художественного авангарда, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета

Пабло Пикассо. Кубизм. Кубофутуризм — направление художественного авангарда, стремившееся соединить принципы кубизма
на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).

Слайд 5

П.Пикассо. Портрет Вильгельма Уде. Три музыканта

П.Пикассо. Портрет Вильгельма Уде. Три музыканта

Слайд 6

Д.Бурлюк Русская живопись

Д.Бурлюк Русская живопись

Слайд 7

Кубофутуристы

Алексей Елисеевич Крученых (1860-1968)

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967)

Кубофутуристы Алексей Елисеевич Крученых (1860-1968) Давид Давидович Бурлюк (1882-1967)

Слайд 8

Василий Васильевич Каменский (1884-1961)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Слайд 9

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922)

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922)

Слайд 10

Объединение «Центрифуга» (При построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался

Объединение «Центрифуга» (При построении лирического произведения центр внимания со слова как такового
на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В творчестве соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции

Б.Л.Пастернак (1890-1960)

Н.Н.Асеев (1889-1963)

Слайд 11

Группа «Мезонин поэзии» (Считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Это движение было

Группа «Мезонин поэзии» (Считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Это движение
построено не на общей идеологической платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах его участников.)

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893-1942)

Рюрик Ивнев(Михаил Александрович Ковалёв)
(1891-1981)

Слайд 12

Эгофутуристы (« Я-будущее». «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“

Эгофутуристы (« Я-будущее». «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому
и в скобках „вселенский“… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров».

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941)

Константин Олимпов (Фофанов Константин Константинович) (1889—1940)

Слайд 13

Футуристы А. Крученых,

Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Бурлюк и Б. Лифшиц. Петербург, 1912 (слева

Футуристы А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Бурлюк и Б. Лифшиц. Петербург, 1912 (слева направо)
направо)

Слайд 14

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.       Только мы — лицо

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное. Только мы — лицо
нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.       Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.       Кто не забудет своей п е р в о й   любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?       Или на них зори неведомых красот?       Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.       Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.       С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..       Мы п р и к а з ы в а е м   чтить п р а в а   поэтов :       1. Hа увеличение словаря поэта в е г о   о б ъ е м е   произвольными и производными словами (Слово — новшество).       2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.       3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы.       4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.       И если п о к а  еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Слайд 15

Эпатаж - поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка

Эпатаж - поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка

Слайд 17

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая
мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки — физику, математику, филологию — отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В.В.Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».
Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 г. футуристы «Гилеи» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».

Слайд 18

Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание

Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; —
культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».; — бунт против привычных норм стихотворной речи, нарушение законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания, попытка ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать музыкальные и математические знаки, графические символы, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, графики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка («заумь»), индивидуально-авторских неологизмов;
- депоэтизация языка (введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов)
— культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа

Слайд 19

СЛОВО КАК ТАКОВОЕ О художественных произведениях
I) чтоб писалось и смотрелось во

СЛОВО КАК ТАКОВОЕ О художественных произведениях I) чтоб писалось и смотрелось во
мгновение ока! (пенье, плеск, пляска, разметыванье неуклюжих по строек, забвение, разучивание. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова.)
II) чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной
(множество узлов связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, в живописи Д. Бурлюк и К. Малевич.)
У писателей до нас инструментовка была совсем иная, напр.:
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел...
Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетво­ряют и стихи, построенные на
па-па-па пи-пи-пи ти-ти-ти и т. п.
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания:
дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз
(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина)
<...>
Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетания­ми (заумный язык), этим достигается наибольшая выразительность. и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык (см. подробнее об этом в моей статье «Новые пути слова» в книге «Трое»). Этот выразительный прием чужд и непонятен выцветшей литературе до нас, а равно и напудренным эго-пшютистам (см. «Мезонин поэзии»).
любят трудиться бездарности и ученики. (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписы­вавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев) это же относится и к читателю. Речетворцы должны бы писать на своих книгах:
прочитав, разорви!
А. Крученых, В. Хлебников

Слайд 20

В.Хлебников

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,

В.Хлебников Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй —

Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило
Лицо.
1908-1909

Слайд 21

Заумь (заумный язык) — литературный приём заключающийся в полном или частичном отказе от

Заумь (заумный язык) — литературный приём заключающийся в полном или частичном отказе
всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Четкая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому (по мысли многих авторов, обращавшихся к этому приему) в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным. Поэтому заумный язык определяется американским филологом Джеральдом Янечеком как язык с неопределенными значениями

Слайд 22

Словотворчество
Будетляне
Могатырь
Ветропросвист
Лгавда
Еуы

Словотворчество Будетляне Могатырь Ветропросвист Лгавда Еуы

Слайд 23

Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов

Кузнечик Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много
пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
1908-1909

Слайд 24

Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют

Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что
смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908-1909

Слайд 25

Немы фонемы не мы Мы не- мы Я пишу не звуками, а фонемами.

Немы фонемы не мы Мы не- мы Я пишу не звуками, а фонемами.

Слайд 26

Эксперименты с графикой стиха Стихи В.Каменского

Эксперименты с графикой стиха Стихи В.Каменского

Слайд 27

ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет

ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет
– звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр.

Слайд 28

линзы-стиха. Я. Зеркало лекало звука в высь застынь стань тон нет тебя ты весь высь вынь себя сам собой бейся босой осой ссс — ззз озеро разреза лекало лика о

линзы-стиха. Я. Зеркало лекало звука в высь застынь стань тон нет тебя
плоскость лица разбейся то пол потолка без зрака а мрак мерк и рек ре до си ля соль фа ми ре и рек мерк а мрак без зрака то пол потолка разбейся о плоскость лица лекало лика озеро разреза ссс — ззз осой сам собой бейся босой вынь себя высь ты весь нет тебя тон стань застынь в высь звука лекало зеркало

АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное так, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются.

Слайд 29

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) – стихотворение, строки которого являются палиндромами

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) – стихотворение, строки которого являются палиндромами
и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу.

В. Хлебников “ Перевертень”
         Кони, топот, инок.
         Но не речь, а черен он.
         Идем молод, долом меди.
         Чин зван мечем навзничь.
         Голод чем меч долог?   
         Пал а норов худ и дух ворона лап ...

Слайд 30

РЕВЕРС – стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и

РЕВЕРС – стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и
с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.

Небо уходит вглубь Звезды уходят вглубь Море уходит вглубь Глубь Ты меня приголубь

Слайд 31

Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк

Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк
которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора.

В поэме «Гибель Атлантиды» (1912) Жрец описывает умирающую Рабыню:
Она красива, умерла Внутри волос златых узла, И, как умершая змея, Дрожат ресницы у нея. Её окончена стезя, Она мечом убита грубым. Ни жить, ни петь уже нельзя…             

Слайд 32

В пору, когда в вырей
Времирей умчались стаи,
Я времушком-камушком

В пору, когда в вырей Времирей умчались стаи, Я времушком-камушком врывало, И
врывало,
И времушек-камушек кинуло,
И времушко-камушко кануло,
И времыня крылья простерла.
1908

Слайд 33

Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.

Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале
В гибком зеркале природы Звезды — невод, рыбы — мы, Боги — призраки у тьмы.
1915

Слайд 34

Одинокий лицедей
И пока над Царским Селом
Лилось пенье и

Одинокий лицедей И пока над Царским Селом Лилось пенье и слезы Ахматовой,
слезы Ахматовой,
Я, моток волшебницы разматывая,
Как сонный труп, влачился по пустыне,
Где умирала невозможность,
Усталый лицедей,
Шагая напролом.
А между тем курчавое чело
Подземного быка в пещерах темных
Кроваво чавкало и кушало людей
В дыму угроз нескромных.
И волей месяца окутан,
Как в сонный плащ, вечерний странник
Во сне над пропастями прыгал
И шел с утеса на утес.
Слепой, я шел, пока
Меня свободы ветер двигал
И бил косым дождем.
И бычью голову я снял с могучих мяс и кости
И у стены поставил.
Как воин истины я ею потрясал над миром:
Смотрите, вот она!
Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы!
И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти! Конец 1921 — начало 1922

Слайд 35

Из мешка
На пол рассыпались вещи.
И я думаю,
Что мир —

Из мешка На пол рассыпались вещи. И я думаю, Что мир —

Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного.
1908

Слайд 36

Воля всем
Все за свободой — туда.
Люди с крылом

Воля всем Все за свободой — туда. Люди с крылом лебединым Знамя
лебединым
Знамя проносят труда.
Жгучи свободы глаза,
Пламя в сравнении — холод,
Пусть на земле образа!
Новых напишет их голод...
Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу — вперед!
Если погибнем — воскреснем! Каждый потом оживет.
Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам.
Если же боги закованы,
Волю дадим и богам... 1918
Имя файла: Футуризм-в-искусстве.pptx
Количество просмотров: 1246
Количество скачиваний: 34