Содержание
- 2. Биография Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского, Назыма
- 3. В стихотворениях Гафура Гуляма, написанных в начале 30-х годов, намечается поворот к новым формам, чему в
- 4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ В повестях "Нетай" (1930), "Ядгар"(1936), "Озорник" (1936-1962) и рассказах "Хитрости в шариате"(1930), "Мой сыночек
- 5. "ОЗОРНИК" Повесть Гафура Гуляма о приключениях маленького мальчика, чей неугомонный характер заставляет его сталкиваться с различнейшими
- 6. Но благодаря неистощимой фантазии автора и его веселой выдумке, истоки которой глубоко народны, «Озорник» приобретает родство
- 7. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ДЕТИ СТАРОЙ МАХАЛЛИ
- 8. Места в чайхане всегда не хватает. Тут проводят свободное время байские сыновья из торговых рядов. Они
- 9. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ДОМЛА И ПОКОЙНИК
- 10. Мы шли, должно быть, уже часа три, когда добрались до Тепа-Гузара. Было позднее утро. Старик бакалейщик
- 11. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СЕМЬДЕСЯТ ОДИН РАЙ
- 12. Сам я — в полном здравии. Руки — в полном моем распоряжении. Ноги меня слушаются. Глаза
- 13. ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ У ЗВЁЗД СВОИ ИСТОРИИ
- 14. Аман очухался не скоро, но теперь он шел рядом со мной, и я видел, как он
- 15. На том все кончилось. Но день был испорчен, курильню открыли только к полудню, да и то,
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Биография
Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова,
Биография
Гафур Гулям известен своими талантливыми переводами на узбекский язык произведений Пушкина, Лермонтова,
Гафур Гулям родился 10 мая 1903 года в семье дехканина в Ташкенте. Отец его был грамотным человеком. Он читал произведения узбекской и таджикской классической литературы, владел русским языком, сам писал стихи. В его доме бывали поэты Мукими, Фуркат, Асири, Хислат и другие.
Осенью 1916 года Гафура определили в училище. После смерти матери (отец умер раньше), он вынужден был пойти работать. Перепробовав много профессий, он, наконец, поступил в типографию наборщиком, а затем стал учиться на педагогических курсах. С 1919 по 1927 год он был учителем, директором школы, председателем Союза работников просвещения, активно участвовал в организации детских домов.С 1923 года началась литературная деятельность Г. Гуляма. Стихи, поэмы, очерки, юмористические рассказы, повести появляются в газетах и журналах. В 1923 году Гафур Гулям написал стихотворение "Дети Феликса", отобразив в нем свою жизнь - жизнь сироты, рассказав о детях-сиротах, а в журнале "Маориф ва укитувчи" было опубликовано второе стихотворение "В чем красота?" Один за другим выходят сборники его стихов: "Динамо", "Китайские картины", "Это мы с вами живые люди", "Живые песни", "Вам", "Подарок", "Песни рассвета", поэма "Кукан" и другие.
Слайд 3В стихотворениях Гафура Гуляма, написанных в начале 30-х годов, намечается поворот к
В стихотворениях Гафура Гуляма, написанных в начале 30-х годов, намечается поворот к
"Динамо" (1931), "Живые песни" (1932) - первые поэтические сборники, в которых ярко выражен стиль молодого поэта. Общечеловеческие, гуманистические мотивы нашли отражение в таких стихах, как "Зима и снег" (1929), "Хлеб" (1931), "Ташкент" (1933), "Выборы на Северном полюсе" (1937), "Я еврей" (1941), "Зима" (1941), "Женщина" (1942), "К сожалению, сожаления не похоронили" (1945), "Сад" (1934), "Тоска" (1942), "Осень пришла" (1945), "Осенние саженцы" (1948) и другие стихотворения о вечности жизни, о вечно зеленом дереве. Во многих стихотворениях присутствует образ восточного мудреца - ота (отца): "Сен етим эмассан" («Ты не сирота») (1942), "Тоска" (1942), "Кто учится, кто учит" (1950), "Вам - молодым" (1947), "Мелодии весны" (1948) и др.
Слайд 4НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ
В повестях "Нетай" (1930), "Ядгар"(1936), "Озорник" (1936-1962) и рассказах "Хитрости в
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ
В повестях "Нетай" (1930), "Ядгар"(1936), "Озорник" (1936-1962) и рассказах "Хитрости в
Повесть "Нетай" - замечательное произведение, полное широких социальных обобщений. В основу сюжета положено действительное событие. Последний бухарский эмир по пути в Петербург останавливается в Ташкенте. Богачи делают все, для того чтобы эмир был доволен и весел. Для его развлечения они приводят к нему девочку Нетай
Слайд 5"ОЗОРНИК"
Повесть Гафура Гуляма о приключениях маленького мальчика, чей неугомонный характер заставляет его
"ОЗОРНИК"
Повесть Гафура Гуляма о приключениях маленького мальчика, чей неугомонный характер заставляет его
Слайд 6Но благодаря неистощимой фантазии автора и его веселой выдумке, истоки которой глубоко
Но благодаря неистощимой фантазии автора и его веселой выдумке, истоки которой глубоко
Слайд 7ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЕТИ СТАРОЙ МАХАЛЛИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЕТИ СТАРОЙ МАХАЛЛИ
Слайд 8Места в чайхане всегда не хватает. Тут проводят свободное время байские сыновья
Места в чайхане всегда не хватает. Тут проводят свободное время байские сыновья
Много удивительных вещей можно увидеть в этой чайхане. Но, конечно, самое замечательное в ней — это подвешенная к потолку у входа большая клетка, позолоченная, украшенная амулетами от дурного глаза и пестрыми флажками. В клетке живет попугай, ей-богу, настоящий, живой попугай! Перья его переливаются всеми цветами радуги: синий, красный, голубой, желтый, белый, розовый, коричневый, темно-вишневый, фисташковый - все цвета, какие только есть на свете! Но главное, он разговаривает!
Слайд 9ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ДОМЛА И ПОКОЙНИК
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ДОМЛА И ПОКОЙНИК
Слайд 10Мы шли, должно быть, уже часа три, когда добрались до Тепа-Гузара. Было
Мы шли, должно быть, уже часа три, когда добрались до Тепа-Гузара. Было
В кухне уже стемнело (на улице, верно, только еще смеркалось). когда я — вконец измученный и потеряв терпение, страдая вдобавок от голода и жажды — решил приняться за стенку тандыра. Но тут как раз дверь кухни, в первый раз за день, отворилась, и вошла какая-то женщина. Она развела огонь рядом со мной, в маленьком очаге. Пока она возилась, я достал правой рукой крышку для тандыра, стоявшую около (я приметил ее еще раньше), и закрыл отверстие моей тюрьмы. Женщина ничего не заметила, но я сидел, весь дрожа, задерживая дыхание, с отчаянно бьющимся сердцем. Ей-богу, оно стучало громче, чем стенные часы в доме мануфактурщика Карима-коры из нашей махалля, удивляюсь, как женщина его не услышала. Впрочем, она была занята своим делом, да еще тихонько напевала про себя.
Слайд 11ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СЕМЬДЕСЯТ ОДИН РАЙ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СЕМЬДЕСЯТ ОДИН РАЙ
Слайд 12Сам я — в полном здравии. Руки — в полном моем распоряжении.
Сам я — в полном здравии. Руки — в полном моем распоряжении.
Вдруг на базаре начинается странная суета, движение, которое кругами устремляется в одну сторону: из города к базару идет процессия. Семь каландаров движутся один за другим, одетые в рубища «мухаммадий», которые сшиты из нескольких кусков материи разного цвета. На головах у них — дервишеские шапки «ахмадий», из-под которых спускаются до пояса черные и седые пряди взлохмаченных волос на плечах — мантии «мустафа». они идут под горячим солнцем и поют, исступлённо поют, а на губах у них выступает пена, словно у опьяневших верблюдов.
Слайд 13ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
У ЗВЁЗД СВОИ ИСТОРИИ
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
У ЗВЁЗД СВОИ ИСТОРИИ
Слайд 14Аман очухался не скоро, но теперь он шел рядом со мной, и
Аман очухался не скоро, но теперь он шел рядом со мной, и
Город…
Я брел по дороге и думал о городе. Купцы, полицейские, нищие. Видели вы реку после того, как в нее сель сошел? Мутно-желтый поток несется как оголтелый и чего только с собой не тащит! Закрутит меня этот поток, как щепку. Может, и не утону — щепки не тонут, — только уж больно противно плыть в такой мутной воде. Нет, оказывается, вовсе не люблю я город! Весь он такой вонючий, точно котелок наркомана. Опять те же немытые, расплывающиеся от жира физиономии байских сынков, что с аршинами в руках лениво караулят покупателя в своих лавках: те же длинные-предлинные торговые ряды, утопающие в жаре и душной пыли: перекупщики с вороватыми глазами, бегающими, словно у кота, который спер бараний курдюк: нищие, тощие, как тень хромого аиста, — они бредут и в одиночку и гурьбой…
Слайд 15На том все кончилось. Но день был испорчен, курильню открыли только к
На том все кончилось. Но день был испорчен, курильню открыли только к
После первого снега снова потеплело, но воздух все же был холодный, благо я был одет и обут. Я вздохнул полной грудью и тут только понял, до чего спертый и вонючий воздух в курильне. Ах, теперь я легок, чист, свободен, как птица, вылечившая крыло! До рассвета еще далеко, но на душе у меня уже словно заря занимается! Куда же я иду?
Домой! Домой!