Слайд 2Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком
с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.
Слайд 3
История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино
и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Слайд 5Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны
работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Слайд 6Цвета Городецкой росписи
Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли
масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.
Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.
Слайд 8Мотивы городецкой росписи
Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще
всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.
Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.