Готическая архитектура

Содержание

Слайд 2

Готическое искусство, сменившее романское,
оставалось культовым по назначению
и религиозным по

Готическое искусство, сменившее романское, оставалось культовым по назначению и религиозным по характеру.
характеру.
Готический стиль (готика) –
(от итал. gotico, буквально – готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.

Слайд 3

В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической
жизни
к концу XII в. стали не монастыри, а города.

Слайд 4

А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и

А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и
кафедральный собор (крупный христианский храм).

Слайд 5

Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой большое каменное здание с

Ратуша - здание городского самоуправления – представляла собой большое каменное здание с
залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.

Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.

Слайд 6

Труд ремёсленников,
необходимый
при строительстве храма

скульптор

каменотёс

плотник

каменщик

кузнец

Труд ремёсленников, необходимый при строительстве храма скульптор каменотёс плотник каменщик кузнец

Слайд 7

Секреты готического мастера

Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями

Секреты готического мастера Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными
и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.

Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.

Слайд 8

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная
в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

Слайд 9

Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода

Центральный неф
собора в Реймсе
имеет

Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода Центральный неф собора
высоту
38 метров.

Распределение тяжести сводов на выносные опоры

Слайд 10

Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы –

Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы –
вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен.

аркбутаны

контрфорсы

Слайд 11

Портал – вход в собор

Вся смысловая символика христианского храма повторяется в его

Портал – вход в собор Вся смысловая символика христианского храма повторяется в
западном портале.
Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.

Слайд 12

Окно «роза»

Окно «роза»

Слайд 13

Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.

Собор в Реймсе (1211-1311), где короновались короли.

Слайд 14

Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две

Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две
огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами
Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.

Слайд 15

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже.
Вот как описал

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже. Вот как
собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа
(Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)

Слайд 16

Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция.

Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция.

Слайд 17

Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои

Собор Парижской Богоматери 1160-1245г.г., Париж, Франция Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
чудовищные рёбра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам

Слайд 18

Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание

Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание
с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками. Собор в КелЬне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.

Слайд 19

Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.

Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.
Собор Святого Вита XIV в. Прага, Чехия.

Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.

Слайд 20

Готический собор. Германия. XIV – XV вв.

Готический собор. Германия. XIV – XV вв.

Слайд 21

Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)

Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)

Слайд 22

Готический собор в Милане. Италия. XIV в.

Готический собор в Милане. Италия. XIV в.

Слайд 25

Собор в Шартре. XIV в. Франция.

Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс

Собор в Шартре. XIV в. Франция. Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс , Литва.
, Литва.

Слайд 26

Собор Богоматери в Ульме. XIV в. Германия.

Собор в Амьене. XIII в.

Собор Богоматери в Ульме. XIV в. Германия. Собор в Амьене. XIII в. Франция
Франция

Слайд 27

Собор Сен-Дени. Франция

Собор Сен-Дени. Франция

Слайд 28

Суассонский собор. Франция

Суассонский собор. Франция

Слайд 29

Элизабеткирхе. 13 век. Марбург

Элизабеткирхе. 13 век. Марбург

Слайд 30

Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)

Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)

Слайд 31

Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)

Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)

Слайд 33

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство

Слайд 34

Дворец дожей в Венеции. XIV в. Италия.

Дворец дожей в Венеции. XIV в. Италия.

Слайд 58

Вопросы и задания

1. Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2)

Вопросы и задания 1. Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2)
по праву
считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите
фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики?
Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции
Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана
в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении
архитектурного облика этих сооружений?
2.
Имя файла: Готическая-архитектура.pptx
Количество просмотров: 202
Количество скачиваний: 0