Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Объект и предмет исследования
Научная гипотеза
Методика исследования
Источники и литература
Основные
результаты
Научная новизна
Положения, выносимые на защиту
Слайд 3Актуальность темы исследования
Актуальность представленной работы обусловлена растущими эсхатологическими настроениями псевдо-христианского характера
в современном обществе на территории постсоветского пространства, распространяемыми околоцерковными, зачастую антиклерикальными, группами сектантского толка.
Слайд 4Цель исследования
Автор ставит целью работы сравнительный анализ экзегетических трудов Отцов Церкви
и церковных писателей, толковавших Апокалипсис св. Иоанна Богослова.
Слайд 5Задачи исследования:
Сравнить особенности толкования Апокалипсиса в различные эпохи истории Церкви;
Прояснить сюжетную, тематическую,
структурную линии Апокалипсиса;
Слайд 6Задачи исследования:
Выявить причины и тенденции появления альтернативных толкований, возникавших как в ранней,
так и в современной истории Церкви;
Представить трактовки толкования Апокалипсиса в настоящее время согласно следующих аспектов:
- политический
- экономический
- социальный
- экологический
Слайд 7Объект и предмет исследования
Объект – исследование толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными
писателями.
Предмет – исторический обзор толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными писателями, их особенности, различия и сходства.
Слайд 8Научная гипотеза
Современные трактовки прочтения и толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова имеют весьма
свободное прочтение, отличающееся от святоотеческих традиций, и основываются на различных научных, а также псевдонаучных, гипотезах. Это вызвано ростом секуляризации современного общества и критики церковной жизни.
Слайд 9Методика исследования
Основополагающими при проведении исследования являются важнейшие принципы исторической науки –
историзм, системность, научная обоснованность.
В ходе исследования применяются как общенаучные методы – индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др., так и специально исторические – историко-сравнительный, историко-генетический, проблемно-хронологический.
Слайд 10Источники и литература
При исследовании темы магистерской диссертации были использованы материалы фондов
Национальной Библиотеки Республики Беларусь, библиотек Минской Духовной Академии и Семинарии, Института теологии БГУ (всего около 45 единиц литературы). Значительная часть материалов была доступна в электронных библиотеках www.krotov.infoПри исследовании темы магистерской диссертации были использованы материалы фондов Национальной Библиотеки Республики Беларусь, библиотек Минской Духовной Академии и Семинарии, Института теологии БГУ (всего около 45 единиц литературы). Значительная часть материалов была доступна в электронных библиотеках www.krotov.info, www.lib.ruПри исследовании темы магистерской диссертации были использованы материалы фондов Национальной Библиотеки Республики Беларусь, библиотек Минской Духовной Академии и Семинарии, Института теологии БГУ (всего около 45 единиц литературы). Значительная часть материалов была доступна в электронных библиотеках www.krotov.info, www.lib.ru, www.aldebaran.ru
Слайд 11Основные результаты
Традиции толкования книги Апокалипсис, имевшие место в различные этапы истории христианской
Церкви, зависели от социально-политической обстановки периода жизни того или иного автора толкования;
Наиболее активно экзегеза Апокалипсиса развивалась в условиях внешнего давления на христианство ввиду усиления эсхатологических настроений среди членов Церкви;
Современные трактовки Апокалипсиса обусловлены дестабилизацией общественно-социальной жизни в постперестроечный период отечественной истории
Слайд 12Научная новизна
В работе была исследована экзегетическая традиция Святых Отцов и церковных
писателей первого тысячелетия, рассмотрены толкования Апокалипсиса относительно исторических событий, описанных в книге, а также представлены современные эсхатологические толкования, связанные с различными аспектами жизни современного общества.
Слайд 13Положения, выносимые на защиту:
Книга Апокалипсис святого Иоанна Богослова была написана в период
становления христианской Церкви, когда она, будучи гонимой, ожидала скорого возвращения Спасителя Иисуса Христа на землю;
Апокалипсис подводит итог всему, что было сказано в библейской традиции о Втором пришествии Христа. При этом Иоанн Богослов прибегает к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения;
Слайд 14Положения, выносимые на защиту:
Экзегетические традиции толкования Апокалипсиса наиболее полно проявились в периоды
социальной напряженности. Однако во втором тысячелетии сама книга являлась фактором эсхатологических волнений в периоды, вызванные приближением «переломных годов»: 1666, 1999, 2000;
Современные толкования Апокалипсиса часто базируются на спекуляциях, основанных на псевдонаучных позициях. В словах книги, описывающей начальное состояние христианской Церкви, находят описание современных событий (напр. таких как Чернобыльская катастрофа) и выводятся футуристические реалии, основываясь на непроверенные научные данные