Слайд 2Александр Александрович Дейнека
Родился 20 мая 1899 г. — умер 12 июня 1969
г.
Это известный художник XX века, работавший в стиле социалистического реализма.
Картины Александра Дейнеки изображают счастливых советских людей, радостно трудящихся на заводах, фабриках, шахтах, занимающихся спортом.
Творчество живописца характеризуется плакатностью, монументальностью, его персонажи типизированы, лишены индивидуальных черт.
Александр Дейнека стремился всесторонне познавать действительность, умел точно передать специфику городского пейзажа.
Его живопись привлекает активными действиями, сложными движениями, яркостью красок.
Слайд 3Биография художника
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899
г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование. После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию. После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа.
Слайд 17С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также
живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол»,1924, где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
Слайд 18 В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В
его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций. «На стройке новых цехов», 1926
Слайд 19В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда».
Картина сделала живописца настоящей звездой.«Оборона Петрограда», 1928
Слайд 20 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных
лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.«Футболист», 1932. Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», 1932, а спустя год — плакат «Физкультурница».
Слайд 29Военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на
второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами. «Окраина Москвы», 1941.
Слайд 36. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу "Б"», где
с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители. Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена.
Слайд 40Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание
академика Академии художеств СССР. Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Слайд 41Рустем Кязимович Эминов
Родился в 1950 году в местах изгнания, в Ташкенте, в
семье художника Кязима Эминова и мастера по росписи тканей Эсмы Абибуллаевой.
Когда Рустему было одиннадцать лет, у отца появилась собственная мастерская. В ней Кязим Эминов создал свои лучшие произведения. Здесь в разные годы побывали лучшие представители крымскотатарской интеллигенции того времени – писатели Эшреф Шемьи-заде, Юсуф Болат, педагог Абдулла Балич; певцы Сабрие Эреджепова, Урие Керменчикли, Зейнеп Люманова, Эдие Топчи, Февзи Билялов, Рустем Меметов.
Слайд 42Отец оказал на Рустема огромное влияние. Он часто рассказывал сыну о родном
Крыме и, хотя в то время это было нереально, мечтал создать картину о депортации крымских татар. Кязим Эминов был не только талантливым живописцем, но и глубоко порядочным человеком, настоящим патриотом своего народа. Его кисти принадлежит портрет участницы национального движения крымскотатарского народа легендарной Айше Сеитмуратовой. Портрет был написан Кязимом Эминовым между первым и вторым арестами Айше – в 1969 году.
Слайд 44В такой атмосфере мальчик рос и воспитывался. По окончании школы Рустем поступил
на отделение художественной графики Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, который окончил в 1973 году. С 1974 по 1976 он работал художником-оформителем художественного комбината «Рассом» при худфонде Узбекской ССР, затем долгие годы трудился в живописном цехе комбината «Рассом».
Слайд 45Творческую деятельность Рустем Эминов совмещал с педагогической – четверть века он преподавал
на факультете пединститута имени Низами; с 1999 по 2002-й – преподаватель высшей категории в Ташкентском художественном училище имени П. Бенькова, затем до 2004 года работал в Республиканском дизайн-колледже имени А. Ходжаева.
Слайд 46Долгие годы заняла работа над циклом картин «Унутма» о самой масштабной трагедии
крымскотатарского народа ХХ столетия – депортации 1944 года.
«За что?» «На чужой земле»
Слайд 50
«Забытый» «Черный рассвет. 18 мая 1944 г.»
Слайд 51
«Между прошлым и будущим» «Геноцид.1»
Слайд 54В 2005 году Рустем Эминов вернулся в Крым. Последовали долгие годы бытовой
неустроенности, многочисленных сложностей, с которыми сталкивались крымские татары, возвращавшиеся на историческую родину. Однако несмотря на трудности, он продолжал творить, создав целую галерею образов выдающихся крымских татар – ученого-тюрколога и поэта Бекира Чобан-Заде, художника и этнографа Усеина Боданинского, публициста Асана Сабри Айвазова, общественного деятеля Мамута Недима, писателя и драматурга Умера Ипчи, художника Амета Калафатова, поэта Амди Гирайбая, политика Абдурешида Медиева, ветеранов национального движения Мустафы Халилова, Юрия Османова, Бекира Османова. В 2014 году художник написал триптих «Ай-Петри помнит» (Памяти Аметхана Султана).