Слайд 2Классицизм
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение,
![Классицизм В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-1.jpg)
с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки
Слайд 4«Последний день Помпеи»
Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте
![«Последний день Помпеи» Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-3.jpg)
раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа»
Слайд 5«Итальянский полдень»
В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре») сюжет взят
![«Итальянский полдень» В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре») сюжет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-4.jpg)
не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном.
Слайд 7Романтизм
В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение общественным интересам,
![Романтизм В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение общественным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-6.jpg)
новое направление выразило стремление к личной свободе, независимости от социума. Романтизм привнес много нового во все сферы художественной деятельности.
Произведения лирической направленности позволили отразить эмоции человека. Новым героем становится сильная личность, переживающая несоответствие внутренних устремлений и требований общества. Самостоятельным персонажем выступает и природа. Ее изображение (часто с элементами мистики) помогает передать состояние человека.
Слайд 9Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый
![Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-8.jpg)
известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. Это портрет матери – Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой. Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое – его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное – ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.
Слайд 10«На пашне. Весна» Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического
![«На пашне. Весна» Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-9.jpg)
смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок.
Слайд 11«Жнецы» На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за
![«Жнецы» На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-10.jpg)
плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.
Слайд 13Реализм
В широком смысле реализм в искусстве определяют как тенденцию развития художественной культуры,
![Реализм В широком смысле реализм в искусстве определяют как тенденцию развития художественной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-12.jpg)
которая продолжает избранные традиции мирового искусства. Мера реалистичности того или иного произведения – его проникновение в жизнь, отражение важных сторон повседневных событий в художественной форме.
В изобразительном искусстве отличительная особенность реализма – обращение к изображению повседневной жизни.
Очень часто он рассматривается как противоположность романтизму, представители которого задавались целью создать новую реальность.
Слайд 15Сватовство майора
В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью
![Сватовство майора В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-14.jpg)
зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.
Слайд 16«Портрет детей Жербиных» Изображены Ольга Ивановна Жербина (1839 – 1898), в замужестве
![«Портрет детей Жербиных» Изображены Ольга Ивановна Жербина (1839 – 1898), в замужестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-15.jpg)
Розенбах и Федор Иванович Жербин (1836 – 1903). Дети М.И. Крыловой и О.И. Жербина, комерции советника, бывшего городского головы Петербурга, известного деятеля в области благотворительности.
Слайд 17Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все
![Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1054527/slide-16.jpg)
вели себя страстно и расчетливо, но были вместе. Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.